Attek Group Москва, ул. Мясницкая, д.40, стр.1, офис 215 (2 этаж) 8 800 333-25-40 8 495 246-04-43

Новая система квотирования при трудоустройстве для инвалидов

Печать
Картинка Новая система квотирования при трудоустройстве для инвалидов

Министерство труда и занятости предложило принципиально новый подход к регулированию взаимоотношений работодателей и потенциальных работников, обладающих инвалидностью. Необходимость его разработки была вызвана общепризнанной неэффективностью действующей системы квотирования мест для сотрудников с инвалидностью в нашей стране. Это происходит на фоне наличия значительного количества граждан этой категории, которые хотели бы продолжать трудовую деятельность.

Нормативная база действующей системы квотирования

В настоящее время в России действуют сразу несколько ключевых нормативных документов, которые регулируют вопросы создания рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. К ним относятся:

  • Федеральный закон № 181-ФЗ, который определяет основные вопросы обеспечения социальной защиты инвалидов в стране;
  • Закон РФ 1032-1, посвященный проблемам трудоустройства различных категорий населения;
  • Трудовой кодекс;
  • КоАП;
  • другие нормативные документы.

Законопроект, предложенный Минтрудом, предполагает внесение изменений в целый ряд перечисленных документов в части, касающейся организации трудоустройства лиц с инвалидностью.

Система квотирования рабочих мест для инвалидов в РФ

Актуальная система предоставления рабочих мест лицам с ограниченными физическими возможностями фактически обязывает всех крупных работодателей принимать на работу таких сотрудников. Так, согласно действующему порядку для них устанавливаются следующие размеры квот:

  • для организаций, в которых работает свыше 100 сотрудников, устанавливается квота в размере 2-4% от имеющейся численности работников;
  • для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек этот параметр может составлять не более 3% от общего числа сотрудников.

Собственно величина квоты устанавливается законодательством, принятым субъектом Федерации. Чаще всего в нормативных документах не делается различий для организаций в зависимости от их рода деятельности, условий труда и других параметров: перечисленные требования зависят только от численности персонала.

Текущая ситуация с трудоустройством инвалидов в России

Фактически актуальное законодательство обязывает работодателей реализовывать целый комплекс мер, которые могли бы обеспечить возможность действительно эффективной трудовой деятельности для инвалида. Помимо создания самого рабочего места с условиями, соответствующими состоянию его здоровья, работодатель также должен организовать для него необходимое обучение, обеспечивать соблюдение требований программы его реабилитации, информировать о порядке применения законодательства для каждого конкретного случая и выполнять множество других функций.

Неудивительно, что на практике работодатели нередко просто не могут выполнить все установленные для них требований, законными или незаконными способами избегая приема на работу лиц с инвалидностью. Это создает напряженную ситуацию в данном сегменте рынка труда, а также влечет за собой применение к таким компаниям административных санкций, предусмотренные КоАП РФ. Для перелома сложившейся ситуации Минтруд предложил достаточно интересный механизм, который может в корне изменить эту негативную практику.

Предложения Минтруда

Идея Минтруда заключается в предоставлении работодателям расширенного списка возможностей выполнения требований действующего законодательства. Помимо трудоустройства инвалидов на предназначенные для них рабочие места, которое сейчас является фактически единственным способом выполнения действующих требований, организации получат удобную альтернативу. Речь идет о внесении компенсационного взноса в специально созданный фонд, который будет оказывать содействие трудоустройству данной категории граждан. Предполагается, что основными функциями этого фонда станут:

  • организация основного и дополнительного специального обучения для инвалидов, ориентированного на последующее успешное трудоустройство;
  • организация стажировок лиц с инвалидностью в условиях конкретного рабочего места для практического ознакомления с особенностями производственного процесса;
  • содействие созданию специализированных мест для инвалидов на предприятиях и работа по обеспечению их оснащения требуемым оборудованием и техникой;
  • содействие процессу трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. При этом законопроект, предложенный министерством, предполагает более гибкий подход к организации такого трудоустройства: помимо традиционной работы на территории работодателя им, например, может быть предложена дистанционная работа.

Таким образом, в случае принятия этого нормативного документа у работодателя будет выбор: трудоустроить определенное законодательством количество лиц с инвалидностью или просто выплатить в этот фонд определенную сумму за каждое рабочее место, предусмотренное действующим порядком.

Размер компенсации

Размер компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов будет устанавливаться на уровне прожиточного минимума для трудоспособных граждан. Величина этого показателя будет фиксироваться руководством конкретного субъекта Федерации на каждый календарный год в соответствующем нормативном документе. Однако в некоторых случаях он может быть дифференцирован в зависимости от региона, где работает компания. Предполагается, что это может произойти, если прожиточный минимум, установленный для региона, окажется выше федерального.

Санкции за несоблюдение требований в сфере трудоустройства инвалидов

Для работодателей, которые пренебрегут всеми возможными способами выполнения своих обязанностей относительно трудоустройства лиц с инвалидностью, законопроектом Минтруда вводятся соответствующие санкции. Их размер будет зависеть от статуса лица, которое является ответственным за данное нарушение:

  • штраф для должностных лиц может составить 10-20 тысяч рублей;
  • штраф для организаций может составить 150-300 тысяч рублей.

Порядок реализации законопроекта, предложенного Минтрудом

С целью «обкатки» внесенных предложений и их возможной дальнейшей доработки Минтруд планирует сначала реализовать данный проект в пилотном режиме. Планируется, что сначала его положения будут применены в Воронежской, Свердловской, Орловской и Тверской области, а также республике Якутия. В министерстве отмечают, что эти регионы можно назвать типичными с точки зрения положения дел в рассматриваемой области. Доля работающих инвалидов в них соответствует среднероссийскому показателю, поэтому результаты эксперимента, проведенного здесь, можно будет использовать в других регионах.

Экспериментальный период может продлиться в течение шести лет: с начала 2020 года по конец 2025 года. По окончании этого периода будут сделаны выводы о целесообразности распространения полученного опыта на другие субъекты Российской Федерации. Эксперты не исключают, что проект будет дополнен и несколько модернизирован, однако его основные положения, вероятно, останутся прежними.

Вам необходимо пройти обучение по охране труда?
Мы предлагаем Вам пройти обучение в лицензированном учебном центре. Преподаватели курсов - ведущие специалисты в своих отраслях. Вы можете пройти обучение очно или заочно. При необходимости, мы можем провести корпоративное обучение в любом городе России.
Отправьте заявку на обучение и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Вам может быть интересно: