Attek Group Москва, ул. Мясницкая, д.40, стр.1, офис 215 (2 этаж) 8 800 333-25-40 8 495 246-04-43
Фролов Никита
12 марта, 2019

Требования антитеррористической безопасности в России и Беларуси

Печать
Требования антитеррористической безопасности в России и Беларуси

Государственная политика России и Беларуси в области противодействия терроризму имеет ряд схожих черт. Этому факту есть вполне конкретные объяснения: так, эти государства в течение многих лет развивались в близких условиях и входили в различные союзные объединения. Так, например, в данный момент они оба являются членами СНГ и ЕАЭС – Евразийского таможенного союза. Однако, несмотря на это, в подходах стран к обеспечению антитеррористической безопасности населения и материальных активов  имеются и определенные различия.

Формирование государственной политики в отношении борьбы с терроризмом

Российская Федерация за свою новейшую историю неоднократно сталкивалась с актами терроризма, в том числе весьма крупного масштаба. Поэтому первый нормативный документ, который определил борьбу с этим явлением в качестве одного из приоритетов государственной политики, появился уже в 1998 году. Им стал федеральный закон, посвященный борьбе с терроризмом. Однако дальнейшее развитие событий показало, что он не вполне отвечает требованиям текущей ситуации, поэтому в 2006 году был принят новый правовой акт: федеральный закон о противодействии терроризму за номером 35-ФЗ, который действует до сих пор.

В Беларуси, полагают эксперты, одним из основных импульсов к формированию законодательной базы в этой области стал громкий теракт в США, имевший место 11 сентября 2011 года. В результате в 2002 году в стране появился закон № 77, определяющий ключевые принципы борьбы с терроризмом. Принципиального пересмотра его положений за прошедший период на произошло, однако в текст документа неоднократно вносили поправки и дополнения.

Применение принципов международного законодательства

И Россия, и Беларусь являются участниками международной системы противодействия терроризму. Оба государства ратифицировали ряд основных конвенций в этой сфере, включая:

  • Конвенцию о терактах, проводимых внутри воздушных судов, подписанную в Токио (1963);
  • Конвенцию, посвященную вопросам противодействия захвату самолетов, принятую в Гааге (1970);
  • Конвенцию о противодействии взятию заложников, сформулированную в Нью-Йорке (1979);
  • Конвенцию о противодействии террористическим атакам с применением бомб, сформулированную в Нью-Йорке (1997);
  • Конвенцию о противодействии финансовому обеспечению терроризма, согласованную в Нью-Йорке (1999);
  • другие международные документы.

Так, Российской Федерацией ратифицированы 13 ключевых международных документов, составляющих основу общемировой политики в области борьбы с терроризмом.

Принципы борьбы с терроризмом

В дополнение к перечисленным национальным и международным нормативным документам с целью прояснения ключевых основ в области противодействия террористической угрозе в 2013 году в Беларуси была принята специальная концепция. В ней помимо всего прочего четко сформулированы ключевые принципы государства в этой важнейшей сфере деятельности. В их число вошли:

  • законность принимаемых мер по отношению к террористам и террористическим организациям;
  • обеспечение соответствия принимаемых мер характеру международных обязательств, принятых на себя государством в этой области;
  • защита ключевых прав и свобод граждан в процессе осуществления антитеррористическлй политики;
  • признание приоритета жизни и здоровья граждан, подвергшихся террористической угрозе, в ходе противодействия терроризму;
  • обеспечение принципов национальной безопасности;
  • комплексный характер единой системы целей, задач и средств, применяемых для противодействия террористической угрозе;
  • приоритет, отдаваемый мерам по предупреждению террористических атак;
  • оперативность и адекватность принимаемых мер фактическому уровню террористической угрозы;
  • обеспечение неотвратимого характера наказания за террористическую деятельность;
  • стремление к нулевому уровню уступок представителям террористических организаций;
  • комплексный характер обеспечения противодействия терроризму с четким разграничением полномочий всех участников этой деятельности;
  • продолжение и развитие участия в международном сообществе, занимающемся вопросами противодействия терроризму.

Примечательно, что практически те же принципы сформулированы в статье 2 35-ФЗ, действующего на территории России. Это свидетельствует о близости подходов, используемых в рассматриваемых государствах с точки зрения борьбы с террористической угрозой.

Практические основы противодействия терроризму

Учитывая схожий характер принципов обеспечения антитеррористической защищенности граждан и государства в России и Беларуси, неудивительно, что в этих странах применяются и похожие практические методы реализации этих принципов. Так, в обеих странах основную роль по противодействию террористической угрозе принимает на себя государство. Однако в обеих странах также предполагается участие частного сектора в достижении общей цели по приемлемому уровню антитеррористической защищенности.

Одним из основных инструментов, используемых в рамках этого участия, является предоставление государственным органам четкой и систематизированной информации о состоянии объекта и его характеристиках. Для этого и в России, и в Беларуси существует специальный метод. Он заключается в составлении так называемого паспорта безопасности или паспорта антитеррористической защищенности (ПАЗ) для отдельных объектов.

Паспорт антитеррористической защищенности

ПАЗ представляет собой комплексный документ, в котором содержатся исчерпывающий сведения, описывающие характеристики объекта на случай террористической атаки. Так, в Российской Федерации перечень объектов, которые обязаны разрабатывать такие паспорта, достаточно широк. Он включает себя следующие категории объектов:

  • места с возможностью одновременного массового пребывания людей;
  • гостиничные объекты и иные средства размещения;
  • крупные торговые объекты;
  • спортивные сооружения;
  • организации здравоохранения и образования;
  • иные категории объектов.

Для каждой из этих категорий организаций разрабатывается отдельный нормативный документ, который содержит форму паспорта безопасности и требования к его составлению. Схожая система действует для некоторых категорий организаций и в Беларуси.

Содержание паспорта

Типовая форма ПАЗ в Российской Федерации, определенная на основании требований постановления Правительства № 1244, включает в себя следующие разделы:

  • общие данные о рассматриваемом объекте, такие как площадь, характер строений и конструкций, входящих в состав объекта, и проч.;
  • информация о лицах, которые постоянно присутствуют на объекте, включая его сотрудников и арендаторов;
  • информация о наиболее уязвимых местах и конструкциях объекта;
  • сведения о вероятных последствиях на случай террористической атаки;
  • оценка возможных последствий такой атаки для различных аспектов деятельности предприятия;
  • информация о ресурсах, задействованных для обеспечения антитеррористической защищенности объекта;
  • информация о технических средствах и инструментах, применяемых для противодействия террористической угрозе;
  • общие выводы и особые рекомендации относительно повышения уровня защищенности объекта;
  • дополнительные данные.

Паспорт сопровождается приложениями, в состав которых обычно включают план объекта, места размещения тех или иных конструкций и проч. Схожая форма используется для аналогичных целей в Беларуси. При этом для каждого типа объекта применяются специальные уточненные требования к составлению ПАЗ, отражающие специфику деятельности конкретного предприятия.

Общие требования к обеспечению антитеррористической защищенности

Помимо составления ПАЗ, коммерческие предприятия в соответствии с действующим законодательством обязаны принимать иные меры, обеспечивающие необходимый уровень защиты от террористической угрозы. Сравнительный анализ этих мер в России и Беларуси приведен в нижеследующей таблице.

Россия

Беларусь

Организация категорирования некоторых категорий объектов по уровню террористической угрозы

Организация категорирования некоторых категорий объектов по уровню террористической угрозы

Защита от несанкционированного доступа посторонних лиц на объект

Проведение инструктажа работников на случай террористической атаки

Обнаружение потенциальных нарушителей действующего режима и готовящихся терактов

Обеспечение пропускного режима на отдельных категориях объектов

Пресечение попыток осуществления теракта на объекте

Определение конкретных должностных лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической безопасности предприятия

Ограничение распространения служебной информации, используемой для обеспечения антитеррористической защищенности объекта

Разработка детального плана объекта, пригодного для планирования антитеррористической операции

Минимизация вероятных последствий террористического акта

Разработка внутренних нормативных документов, регламентирующих политику предприятия по противодействию террористической угрозе

Осуществление информирования работников и посетителей объекта о террористической угрозе в соответствии с действующим порядком в случае необходимости

Информирование государственных органах о возможных опасностях с точки зрения террористической угрозы

Осуществление контроля за соблюдением действующих требований в области антитеррористической защищенности

Контроль выполнения антитеррористических требований на объекте

Своевременная актуализация всех действующих документов

Своевременная актуализация всех действующих документов

Оборудование отдельных категорий объекта специальными средствами для информирования, оповещения и защиты на случай террористической атаки

Проведение учений для практической отработки навыков противодействия терроризму

Предоставление необходимой информации о наличии террористической угрозы государственным органам

Наличие исправной системы оповещения для организации оперативной эвакуации персонала и посетителей в случае необходимости

Дополнительные требования

Другие мероприятия

 

Таким образом, очевидно, что несмотря на значительное сходство антитеррористической политики двух государств, у них имеются собственные наработки в сфере обеспечения защищенности граждан от террористической угрозы. Во многом это обусловлено внутренней спецификой в этой сфере, которая складывается в процессе борьбы с терроризмом внутри страны с учетом ее территориальных, политических и иных особенностей.

 

Вам необходима разработка ПАЗ?
Заказать паспорт антитеррористической защищенности гораздо проще, чем делать его самостоятельно. Даже если вы обладаете соответствующими знаниями, на подготовку документа уйдет много времени. Мы же разработаем его всего за 7 дней с момента получения необходимых официальных бумаг: планов этажей, инженерных коммуникаций и т. д.
Отправьте заявку на получение ПАЗ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Вам может быть интересно: