- Где и как получить сертификат для маркетплейсов: пошаговая инструкция
- Базовый набор документов для торговли на маркетплейсах
- Требования маркетплейсов по сертификации товаров
- Как определить, подлежит ли товар сертификации
- Список товаров, подлежащих обязательной сертификации при торговле на маркетплейсах
- Какие сертификаты нужны для маркетплейсов
- Если товар не подлежит сертификации, можно ли его продавать на маркетплейсе?
- Сертификация продукции собственного производства
- Сертификация товаров при контрактном производстве
- Перепродажа товаров на маркетплейсе
- Сертификация продукции российского производства
- Сертификация импортного товара от официального импортера
- Сертификация товара неизвестного происхождения
- Регистрация собственного товарного знака
- Оформление отказного письма
- Стоимость сертификации товаров
- Срок проведения работ
- Необходимые документы
- Необходимые документы, подтверждающие права на товар
- Ответы на частые вопросы
- Какие товары можно не декларировать на маркетплейсах?
Где и как получить сертификат для маркетплейсов: пошаговая инструкция
Маркетплейсы (МП) не занимаются сертификацией продукции, а только контролируют наличие необходимой документации. Для прохождения процедуры контроля качества продавцу или производителю товара нужно обратиться в аккредитованный орган, который вправе проводить оценку соответствия. Важно проверить, чтобы область аккредитации центра покрывала категорию проверяемого товара.
Алгоритм, в результате которого будет оформлен нужный пакет, включает следующие этапы.
2. Предоставление заявителем документации и образцов продукта для исследований.
3. Организация и проведение исполнителем испытаний, предусмотренных для данной категории изделий.
4. Оформление результатов испытаний протоколами установленного образца.
5. Сопоставление результатов с действующими нормативами, вынесение решения по поводу прохождения оценки соответствия, оформление сертификационной документации, внесение данных в Единый реестр.
6. Передача комплекта заявителю.
Базовый набор документов для торговли на маркетплейсах
Для выхода на электронную торговую площадку селлеру потребуется минимальный комплект:
- сведения об организации, в том числе ИНН и ОГРН;
- данные о качестве и безопасности продукта в установленном законом формате;
- договор с МП.
В зависимости от условий сотрудничества, зафиксированных в договоре, площадка может потребовать от селлера дополнительные бумаги, скажем, доверенность на исполнение отдельных операций.
Требования маркетплейсов по сертификации товаров
Правила МП соответствуют действующему законодательству на территории Российской Федерации: площадки не предъявляют дополнительных требований по контролю качества товаров. Поэтому для проверки актуальных нормативов в этой сфере необходимо изучить правовую базу, действующую на сегодняшний момент.

Как определить, подлежит ли товар сертификации
Чтобы выяснить это, нужно проанализировать следующие правовые акты:
• техрегламенты Таможенного союза, каждый из которых посвящен отдельной категории, требующей контроля. Сегодня приняты и действуют больше 50 таких актов.
Если изделие указано в одном из них, продавать его без разрешительного акта нельзя. В зависимости от типа для него может потребоваться сертификация или декларирование.
Список товаров, подлежащих обязательной сертификации при торговле на маркетплейсах
Полный перечень объектов, на которые распространяется действие постановления и техрегламентов, достаточно длинный. Если объединить его в укрупненные группы, получится примерный список:
• табачные и алкогольные изделия;
• упаковочные материалы;
• парфюмерные и косметические составы;
• детские товары, в том числе инвентарь для детских площадок и спорта, аттракционы;
• предметы гардероба;
• транспорт и объекты транспортной инфраструктуры;
• мебель;
• взрывчатые вещества и пиротехника;
• электрическая энергия;
• строительные и инженерные материалы и компоненты;
• энергетические ископаемые и соединения на их основе;
• спецтехника и производственное оборудование;
• оружие, боеприпасы;
• сельскохозяйственные материалы;
• защитные устройства и приспособления;
• прочее.
Какие сертификаты нужны для маркетплейсов
В зависимости от типа продукта, выводимого в продажу, может потребоваться:
- сертификат, подтверждающий соответствие нормативам ГОСТ Р или техрегламента;
- декларация соответствия;
- свидетельство о госрегистрации плюс декларация. В частности, такой комплект необходим для продажи одежды для детей, не достигших трехлетнего возраста, и некоторых иных вещей.
Если товар не подлежит сертификации, можно ли его продавать на маркетплейсе?
Да, такие товары могут продаваться без подготовки дополнительных документов. Но для более удобной работы на площадках продавцам рекомендуется отказное письмо – официальный акт, подтверждающий отсутствие требования об обязательной сертификации в действующем законодательстве. Он может потребоваться, если у представителей МП возникнет вопрос относительно отсутствия разрешительной документации.

Дополнительно в условиях отсутствия требования об обязательном контроле продавец или производитель продукта может оформить добровольный акт оценки соответствия. Он может служить подтверждением особых свойств изделия – например, его повышенной устойчивости к внешним воздействиям, долговечности, прочности и т.д. Такой сертификат служит хорошей рекламой для продукта и может стать важным аргументом для его приобретения в условиях высокой конкуренции.
Сертификация продукции собственного производства
По закону в роли заявителя при обращении в аккредитованный орган может выступать производитель либо продавец продукции. В случае с собственным производством процедура будет удобнее с точки зрения оформления документации: в данной ситуации заявитель владеет полной информацией об используемом сырье, применяемом оборудовании и технологиях и т.д.
Ему потребуется предоставить полный комплект документации и образцы товара в уполномоченный орган, что позволит оперативно получить разрешительный акт. В данной ситуации есть возможность получить долгосрочный документ сроком до 5 лет, так как производитель сможет организовать инспекционный контроль на своем предприятии в период действия сертификата – а это является обязательным условием для актов со сроком действия более года.
Сертификация товаров при контрактном производстве
Контрактное производство предполагает вынос операций по изготовлению отдельных компонентов или продукта в целом на другое предприятие. Как правило, такое решение принимается из экономических соображений, так как стоимость изготовления таких компонентов у партнера оказывается ниже, чем стоимость организации собственной производственной линии.
В плане контроля качества это означает, что провести проверку качества продукции потребуется во всех производственных точках. При этом для каждой из них оформляется отдельный протокол с результатами контроля. А вот итоговый сертификат качества будет подготовлен на имя компании, являющейся основным производителем, то есть заказчика контрактной продукции.

Перепродажа товаров на маркетплейсе
Сертификация продукции российского производства
Оценка соответствия для продукции может проводиться в одном из трех форматов:
- серийное производство;
- отдельная партия;
- конкретная единица.
Для товаров, производимых на территории России, эксперты рекомендуют организовать проверку серийного выпуска. Это позволит в дальнейшем производить неограниченный объем продукции и реализовывать ее без оформления дополнительных разрешений. Однако нужно учитывать, что схемы серийной сертификации предполагают обязательный визит специалистов аккредитованного органа на производство для оценки его состояния. На основе результатов такого визита можно оформить разрешительный акт со сроком действия до 5 лет.
Сертификация импортного товара от официального импортера
Вещи, произведенные за рубежом, также обязаны проходить контрольные процедуры, если они подпадают под действие ПП № 2425 или одного из техрегламентов. В этом случае потребуется участие официального представителя производителя: такой представитель должен быть зарегистрирован на территории нашей страны.
Еще до ввоза изделий в Россию представителю нужно заключить договор с аккредитованным центром, который будет проводит исследования. Этот центр готовит официальное письмо, в котором обосновывает количество образцов для проведения испытаний: данный документ потребуется для прохождения таможни. Если сертифицируется не партия товара, а серийное производство целиком, эксперту потребуется посетить предприятие производителя, чтобы проанализировать его состояние.
Сертификация товара неизвестного происхождения
Официально провести проверку качества изделий неизвестного происхождения – непростая задача. В этой ситуации может потребоваться дорогостоящая экспертиза, позволяющая установить место производства. Поэтому импортерам, которые ввозят в страну товар, подпадающий под действие обязательных нормативных актов, рекомендуется оформить сертификат о происхождении товара. В таком документе будет четко указана страна изготовления, что может позволить получить некоторые льготы при таможенном оформлении.
Регистрация собственного товарного знака
Оформление отказного письма
Отказное письмо – простой в оформлении, но исключительно полезный документ для объектов, на которые не распространяется правило об обязательном контроле качества. Он позволит быстро доказать отсутствие такого требования без необходимости обращаться к обширной правовой базе. Это может потребоваться при:
• выводе товара на маркетплейс;
• участии в крупных коммерческих закупках;
• запросах со стороны потребителей.
В центре «Аттэк» вы можете получить официальное отказное письмо за один рабочий день: наши эксперты отлично владеют информацией об актуальных сертификационных требованиях и готовы быстро подготовить нужный образец.
Свидетельство о государственной регистрации
СГР – это акт, подтверждающий соответствие изделия установленным нормативам санитарно-гигиенического характера. Такие требования едины на всей территории ЕАЭС. Свидетельство о госрегистрации нужно лишь для отдельных типов объектов: соответствующие правила прописаны в конкретных техрегламентах ТР. К примеру, СГР оформляется на:
• парфюмерные и косметические составы;
• гигиенические и дезинфекционные продукты;
• бытовую химию;
• объекты, находящиеся в контакте с водой для питья;
• некоторые продукты питания;
• др.
Регистрационное удостоверение Росздравнадзора
Это особый бланк, который необходим для изделий медицинского назначения. Согласно действующему законодательству такие товары тоже могут продаваться на МП: для них регистрационное удостоверения является обязательным. Как правило, к реализации на таких площадках допускаются продукты:
- низкого класса потенциального риска применения (1) – например, бинты, вата, медицинские инструменты;
- среднего класса (2а) – такие как тонометры, перевязочные материалы и др.
Стоимость сертификации товаров
Стоимость работ по проверке качества и безопасности продукции не регулируется на законодательном уровне: аккредитованным центрам предоставлено право самостоятельно устанавливать уровень цен в зависимости от сложности выполняемых работ, квалификации штатных экспертов и других факторов. Заявитель может выбирать любое из предложений, представленных на рынке: важно лишь удостовериться, что аттестат аккредитации выбранного исполнителя действителен и покрывает ту категорию, которую необходимо проверить.

Срок проведения работ
Необходимые документы
Для прохождения обязательной оценки соответствия специалисты уполномоченного органа запросят у заявителя следующий базовый комплект:
- данные о компании;
- сведения о продукте;
- эксплуатационные руководства;
- бумаги на материалы, технологии, оборудование, применяемое на производстве;
- протоколы предыдущих испытаний.
В зависимости от характера продукта, используемого основания проверки, схемы сертификации и иных факторов могут потребоваться дополнительные бумаги.
Необходимые документы, подтверждающие права на товар
При подаче заявки на выход на маркетплейс селлеру нужно иметь готовый пакет, который обычно включает несколько разделов. Они касаются сведений о самом продавце и его предложении. Отсутствие или неверное оформлении тех или иных бумаг повлечет за собой отказ в предоставлении права торговли до устранения причины отказа. Поэтому во избежание излишних временных затрат рекомендуется заранее подготовить соответствующий комплект.

Разрешительные документы
Что касается данных о производителе или продавце, то обычно МП просят предоставить:
• доверенность, копия паспорта и СНИЛС лица, представляющего интересы заявителя;
• выписка из ЕГРЮЛ;
• банковские реквизиты.
По товару запрашивается один из вариантов:
- сертификат;
- декларация;
- свидетельство о госрегистрации плюс декларация соответствия.
Сертификат соответствия
Если для данного изделия формой контроля качества согласно действующему законодательству является сертификат, он может быть оформлен по одному из образцов:
• для подтверждения соответствия нормативам техрегламентов – на бланке, утвержденном Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 293.
Вещи, не требующие обязательного контроля, могут иметь добровольный сертификационный акт, оформленный по инициативе продавца или производителя.

Декларация соответствия
Бесплатный шаблон этикеток для маркетплейсов
Этикетка – это ключевой опознавательный признак поставки для МП. Сейчас существует большое количество бесплатных онлайн-генераторов этикеток, которые полностью учитывают требования площадок. Достаточно ввести основные параметры, такие как размер, позиционирование, параметры штрихкода и т.д. Так что создание этикеток перестало быть важной статьей расходов для селлеров.

Ответы на частые вопросы
Какие товары можно не декларировать на маркетплейсах?
Примерный перечень товаров, не требующих сертификации на маркетплейсах
Если обобщить информацию об объектах, которые можно выводить в продажу без специальной документации, можно выделить самые распространенные категории:
• принадлежности для шитья, вышивания и вязания;
• аксессуары;
• принадлежности для гаджетов, например, чехлы, защитные пленки и др.;
• печатная продукция, например, календари, журналы;
• сувениры;
• др.