Attek Group Москва, ул. Мясницкая, д.40, стр.1, офис 215 (2 этаж) 8 800 333-25-40 8 495 246-04-43
Ясин Юрий
18 февраля, 2019

Требования безопасности при пожаре на объектах с массовым присутствием людей в России и Беларуси

Печать
Требования безопасности при пожаре на объектах с массовым присутствием людей в России и Беларуси

Россия и Беларусь давно уже стали самостоятельными государствами, в каждом из которых действуют собственные правила и требования. Это касается в том числе и вопросов обеспечения пожарной безопасности. В некоторых, в том числе принципиальных, моментах эти требования могут быть схожими, однако зачастую они различаются достаточно существенно. Это, в свою очередь, оказывает влияние на эффективность их применения, то есть уровень пожарной безопасности в стране.

Нормативная база

Общие требования к пожарной безопасности объектов и основные принципы их применения в Российской Федерации определены на уровне федерального законодательства. Так, в нашей стране действуют федеральные законы № 123-ФЗ, который представляет собой техрегламент в сфере пожарной безопасности, и 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности. Практические правила их применения зафиксированы в специальном постановлении Правительства РФ № 390, который определяет порядок применения противопожарного режима на различных категориях объектов.

В Беларуси система национального законодательства в области пожбезопасности устроена сходным образом. Так, основные принципы государственной политики в сфере обеспечения безопасности зафиксированы в республиканском законе 15 июня 1993 г. №2403-XII, которые регулирует вопросы сохранности здоровья и жизни людей, а также материальных активов в случае пожара. В целях его практической реализации разрабатываются дополнительные нормативные документы с различными масштабами применения. Так, одним из наиболее общих можно назвать Правила пожарной безопасности республики (ППБ 01-2014), которые уточняются специальными нормативами – например, НПБ 15-2007, которые определяют правила оснащения объектов специализированными системами пожаротушения и оповещения. В дополнение к нему публикуются требования, применяемые к различным категориям объектов. Так, в Беларуси установлены отдельные требования к обеспечению безопасности граждан и материальных активов в метрополитене, на железной дороге, при добыче полезных ископаемых и др.

Места массового пребывания людей

Одним из наиболее опасных объектов с точки зрения рисков негативных последствий, обусловленных воздействием пожара, являются организации, предполагающие одновременное пребывание большого количества людей. Это связано с тем, что специфические риски пожара, такие как ожоги или отравление продуктами горения, здесь дополняются сопутствующими факторами, такими как травмы, полученные вследствие паники, отсутствия информации о путях эвакуации и проч.

В Российской Федерации и РБ действуют схожие критерии определения таких мест, однако несколько различаются методологические подходы к их идентификации. Актуальное понимание объекта с массовым присутствием людей в России было введено в 2016 году в связи с принятием постановления Правительства от 20 сентября N 947. Оно вводит новую редакцию пункта 7 постановления № 390, согласно которой такими объектами считаются те, где может одновременно находиться свыше 50 человек. При этом жилые дома исключены из этой категории.

В Беларуси же этот вопрос решается с применением положений нормативов СТБ 11.0.03-95. Согласно этому нормативному документу следует разделять здания и отдельные помещения, где в один и тот же момент может присутствовать большое число людей. В этой связи зданиями с массовым присутствием людей (МПЛ) считаются те, в которых в один момент времени могут пребывать более 300 человек, тогда как для помещений этот стандарт определен так же, как в РФ – 50 человек. Соответственно, к зданиям и помещениям, отвечающим этим критериям, предъявляются повышенные требования с точки зрения организации мероприятий по пожбезопасности.

Противопожарные требования

Основные требования к поддержанию и обеспечению необходимого уровня противопожарной защиты на основании действующих нормативных документов в России и Беларуси приведены в нижеследующей таблице.

Россия

Беларусь

Наличие планов осуществления эвакуации на случай пожара

Ограничения по нормам заполняемости помещений и их контроль

Наличие специальной инструкции о поведении сотрудников при возникновении пожара

Обязательное присутствие персонала, информированного о правилах поведения при пожаре, на детских мероприятиях

Практические мероприятия по обучению персонала не реже 1 раза в шесть месяцев

Наличие не менее двух эвакуационных выходов

Наличие работающих фонарей в количестве не менее 1 штуки на 50 человек

Проведение мероприятий только на первом этаже

Закрепление напольных покрытий

Наличие инструкции по действиям персонала в случае пожара

Определение и контроль уровня заполняемости помещений

Для зданий, где люди находятся ночью, - наличие двух инструкций: для ночи и дня

Дополнительные требования при проведении массовых мероприятий

Обязательное назначение лиц, ответственных за пожбезопасность на мероприятиях

Запрет на установку решеток на окнах, заделывание оконных проемов и загромождение доступов к ним

 

Следует отметить, что в ППБ 01-2014, действующим в Беларуси, значительное внимание уделяется именно проведению массовых мероприятий, тогда как в России предполагается осуществление контроля состояния помещений, предусматривающих возможность массового присутствия людей, в режиме повседневной эксплуатации.

Практика применения противопожарных требований

Несмотря на то, что в действующем законодательстве зафиксированы достаточно строгие и действительно эффективные нормы в области обеспечения пожарной безопасности, на практике их соблюдение достаточно часто игнорируется субъектами регулирования или осуществляется не в полной мере. Это подчас приводит к весьма печальным ситуациям, например, таким как пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, в результате которого погибли более 60 человек. После этого происшествия и в России, и в Беларуси были проведены массовые проверочные мероприятия, которые продемонстрировали весьма неутешительную картину.

Так, в России органами пожарного надзора МЧС было проинспектировано более 85 тысяч объектов, предполагающих возможность МПЛ, в числе которых – более 10 тысяч ТЦ. В результате внеплановых проверочных мероприятий были обнаружены свыше 280 тысяч нарушений, причем более 25 тысяч из них были заложены еще на стадии проектирования и строительства. Это означает, что устранить их на данный момент будет стоить значительных затрат временных и финансовых ресурсов, если вообще является возможным. Однако весьма распространенными были и нарушения, которые связаны с неправильной эксплуатацией объектов.

В тот же период рейды аналогичной направленности были проведены и в РБ. В ходе контроля было проанализировано состояние пожарной безопасности примерно на 7 тысячах объектов. По итогам таких мероприятий инспекторы отчитались о выявлении проблем с эксплуатацией объектов в 82% случаев. При этом, подчеркнули они, чаще всего эти нарушения не имеют системного или фундаментального характера, а связаны с халатностью исполнителей и пренебрежением ими действующих требований в области пожбезопасности. Так, одним из самых распространенных нарушений назвали захламленность подступов к пожарным выходам, которая мешает использовать их по назначению.

Перспективы решения проблем

Таким образом, обе страны в настоящее время могут констатировать не вполне удовлетворительную ситуацию в области пожарной безопасности на объектах МПЛцы42йй. Эксперты отмечают, что это характерно и для других государств, входящих в состав Таможенного союза. Решение этой проблемы, подчеркивают они, связано с унификацией действующих требований в этой сфере, которая традиционно является одной из самых зарегулированных. Предприниматели отмечают большое количество актуальных требований, которые подчас весьма сложны в исполнении, а то и противоречат друг другу.

Для устранения этой сложности в Евразийском таможенном союзе в настоящее время ведется работа над едиными техническими регламентами, который включил бы в себя общие требования в сфере пожбезопасности для всех государств, входящих в состав Союза – России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении. Это позволило бы собственникам или организациям, эксплуатирующим объект, проще ориентироваться в перечне актуальных требований, что, в свою очередь, повысило бы уровень их исполняемости.

Эта работа требует тщательного и продуманного подхода. Более того, данная сфера, по всей видимости, потребует принятия нескольких нормативных документов, которые позволили бы обеспечить как безопасность самих объектов, так и контроль качества приспособлений и техники, применяемой в процессе их эксплуатации. Так, на сегодняшний день уже существует проект техрегламента, устанавливающий требования к специальным средствам, применяемым для пожаротушения и обеспечения пожбезопасности. Он даже уже получил кодовое обозначение – ТР ЕАЭС 43/2017, однако пока не вступил в силу.

В дополнение к нему сейчас ведется работа над проектом документа, который установит требования пожбезопасности к продукции других категорий, в том числе изделий, применяемых в особо опасных отраслях промышленности. Не исключено, что этот перечень нормативных документов будет дополнен еще одним или несколькими техрегламентами, которые, например, установят правила эксплуатации объектов МПЛ.

Вам необходимо пройти обучение по пожарной безопасности?
Мы предлагаем Вам пройти обучение в лицензированном учебном центре. Преподаватели курсов - ведущие специалисты в своих отраслях. Вы можете пройти обучение очно или заочно. При необходимости, мы можем провести корпоративное обучение в любом городе России.
Отправьте заявку на обучение и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Вам может быть интересно: