с 09:00 до 18:00:
Телефон
8 495 246-04-43
По России бесплатно:
Телефон
8 800 333-25-40
Обратный звонок
info@centrattek.ru info@centrattek.ru
Дербеневская наб., д. 11, корп. А
Карта Ваш город: Город:  Москва
Поиск
На сайт компании
arrow-right

Порядок выдачи СИЗ на предприятии

Картинка Положение о выдаче СИЗ на предприятии
Статья 212 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность работодателя по обеспечению их безопасности при выполнении должностных обязанностей. Для этого действующим законодательством предусмотрен ряд инструментов, включая обязательное обучение работников в области охраны труда, выполнение спецоценки условий труда на рабочих местах персонала и другие.
  1. Нормативная база
  2. Организация выдачи СИЗ
  3. Номенклатура и количество выдаваемых СИЗ
  4. Применение СИЗ
  5. Организация учета выдаваемых СИЗ
  6. Оформление положения о предоставлении СИЗ на предприятии
  7. Ответственность за непредоставление СИЗ

Статья 212 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность работодателя по обеспечению их безопасности при выполнении должностных обязанностей.  Для этого действующим законодательством предусмотрен ряд инструментов, включая обязательное обучение работников в области охраны труда, выполнение спецоценки условий труда на рабочих местах персонала и другие.

Важным инструментом в решении этой задачи будет обеспечение работников средствами защиты от отрицательного воздействия вредоносных факторов производства. Это тоже обязанность работодателя, которую он должен выполнить за счет своих средств: привлечение работников к финансированию закупок или обновления защитных средств запрещается. При этом требования к порядку предоставления таких приспособлений определены на законодательном уровне.

Нормативная база

Обязанности работодателей в отношении организации производственного процесса в компании регламентированы действующим Трудовым кодексом. При этом в дополнение к нему в Российской Федерации действует ряд других нормативных актов, конкретизирующих правила выполнения этих обязанностей. Это касается и проблем, обусловленных выдачей защитных средств.

Наиболее важно гарантировать защиту от вредоносных факторов производства для тех сотрудников, которые работают в особенно вредных и опасных условиях. Для этих категорий разработан приказ Минздрава от 1 сентября 2010 года N 777н, положения которого определяют правила предоставления защитной одежды, обуви и других устройств, обеспечивающих минимизацию отрицателього воздействия вредной производственной среды на здоровье, для сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в сложных температурных условиях или связанных с загрязнением. Конкретный список таких должностей, профессий и позиций указан в приложениях к этому нормативному акту.

Если должностная позиция, занимаемая работником, входит в список, приведенный в приложении к приказу № 777н, порядок и нормы предоставления защитных средств определяюся в соответствии с положениями этого приказа. Если же должность работника в этот список не входит, но при выполнении своих обязанностей он подвергается вредоносному воздействию, требующему применения защиты, то правила предоставления специальных приспособлений регулируются уже другим нормативным актом. В этой ситуации нормы и типы выдаваемых средств защиты индивидуального характера (СИЗ) определяются положениями Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 997н. В приложении к этому приказу приводится еще один список профессий и должностей, предусматривающих предоставление работникам СИЗ за счет работодателя.

Приказы № 777н и 997н устанавливают номенклатуру и конкретные нормативы выдачи СИЗ в количестве, требующемся работникам на один календарный год. При этом информация о порядке их предоставления содержится в другом правовом акте – приказе Минздрава от 1 июня 2009 года N 290н, который вводит межотраслевые правила обеспечения работников предприятий защитной одеждой, обувью и другими  устройствами.

Сейчас в нашей стране реализуется масштабный проект регуляторной гильотины, который предполагает серьезный пересмотр действующей правовой базы для нахождения и упразднения нормативных актов, содержащих избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования. Под действие этого проекта подпадает и ряд приказов, касающихся организации предоставления СИЗ работникам предприятий – в частности, речь идет о приказе № 290н. Пока он продолжает применяться, однако с 1 сентября 2023 на основании приказа Минтруда от 29 октября 2021 года N 766н он прекратит действовать: начиная с этой даты в нашей стране будет использоваться регламент выдачи средств защиты, содержащийся в приказе № 766н.

Организация выдачи СИЗ

Положения действующего законодательства в части предоставления СИЗ распространяются на все организации вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, масштаба, отрасли работы или других факторов. Такой порядок введен для гарантии защищенности всех сотрудников от воздействия вредоносных факторов производства вне зависимости от места их работы. Как уже отмечалось, покупка СИЗ должна финансироваться полностью за счет работодателя: сотрудники, которые работают во вредных или опасных условиях, получают их бесплатно. При этом работодатель не обязан покупать необходимые защитные средства: согласно пункту 4 приказа № 290н он имеет право использовать СИЗ на основании договора аренды, дающего права применения необходимых защитных средств.

Чтобы определить, какие СИЗ и в каком количестве нужно выдать каждому конкретному работнику, компания обязана сначала выполнить специальную оценку условий труда с привлечением аккредитованной организации, внесенной в реестр Минтруда. По результатам спецоценки эта организация определит класс условий труда на каждом конкретном рабочем месте. Если в итоге этой работы будет выяснено, что сотрудники работают на местах, характеризующихся вредными или опасными условиями труда, они должны будут получить от работодателя специальные защитные средства, позволяющие минимизировать вредоносное воздействие производственной среды.

Номенклатура и количество выдаваемых СИЗ

Нормативы выдачи СИЗ работникам, занимающим такие должностные позиции, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. При этом во всех ситуациях предоставляемая защитная одежда, обувь и другие средства должны иметь действующую сертификационную документацию, подтверждающую соответствие этих предметов техническому регламенту Таможенного союза, устанавливающему требования к параметрам СИЗ - ТР ТС 019/2011. Если речь идет о специальных дерматологических СИЗ, разработанных для защиты кожных покровов работников, в дополнение к стандартной сертификационной документации такие средства обязаны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельства о государственной регистрации, оформленное в установленном порядке.

Использование СИЗ, не прошедших процедуру сертификации, действующим законодательством запрещено, так как в этом случае не доказана их эффективность в целях снижения влияния вредоносных факторов на работников. Невыполнение условия о получении сертификационной документации представляет собой нарушение правил выдачи СИЗ, за которое работодатель будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Номенклатура и количество выдаваемых СИЗ зависят от конкретной должностной позиции, занимаемой работником, и определяются положениями приказа № 777н или 997н. В приложениях к этим нормативным актам для каждой профессии или должности указываются:

  • группа должностей, для которой разработан норматив по номенклатуре и объему выдаваемых СИЗ;
  • основной набор СИЗ, предусмотренный соответствующим приказом для должностей этой группы;
  • дополнительные СИЗ, предоставляемых определенным категориям сотрудников или при выполнении конкретных типов рабочих обязанностей. Если сотрудник выполняет такие обязанности эпизодически, то СИЗ должны предоставляться ему на время их выполнения – например, руководителям строительных объектов при их посещении выдаются защитные каски. То же касается защиты, применяемой при выполнении сезонных работ: такие СИЗ предоставляются с наступлением соответствующего сезона, например, зимнего или летнего, а после его окончания сдаются на хранение работодателю;
  • количество СИЗ, выдаваемых работникам, занимающим должностные позиции из этой группы;
  • регламентированная частота замены СИЗ с учетом характера их использования;
  • дополнительные примечания, уточняющие особенности применения СИЗ для обеспечения наивысшего уровня защиты работников при их использовании. Например, в этом разделе указываются специфика климата, в котором работают сотрудники, их половая принадлежность, характер должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, и проч.

Задача работодателя, на предприятии которого есть должностные позиции, подпадающие под действие приказов №№ 777н и 997н – обеспечить предоставление работникам СИЗ в количестве и объеме, предусмотренном этими нормативными актами, а также следить за их своевременным обслуживанием и обновлением. Сроки применения начинают отсчитываться с момента фактического предоставления СИЗ работникам.

При выдаче защитных средств важно следить за тем, чтобы предоставляемые СИЗ соответствовали личным физическим характеристикам персонала: полу, росту, весу, размерам одежды и обуви, а также иным параметрам работников. Это необходимо не только для удобства использования таких средств, но и для гарантии максимальной эффективности их применения: например, защитная одежда должна плотно прилегать к телу, исключая проникновение вредоносных веществ под ткань. Также при расчете номенклатуры выдаваемых СИЗ необходимо учитывать требования личной гигиены: некоторые категории защитных приспособлений должны быть одноразовыми в случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Работодатели вправе устанавливать более высокие нормативы выдачи или более частую периодичность замены использованных СИЗ по сравнению с указаниями Минтруда. Снижать нормы выдачи средств защиты запрещается. При этом если на предприятии работает профсоюзная организация, при определении норм выдачи СИЗ руководство компании обязано учитывать мнение этого органа.

Применение СИЗ

Важную роль в организации работ по защите персонала от воздействия вредоносных факторов производства играет не только своевременная выдача защитных средств в нужном объеме и их замена в установленном порядке, но и правильность использования. Нарушение алгоритма применения СИЗ ведет к тому, что их эффективность существенно снижается, а значит, здоровью работника угрожает более интенсивное влияние вредных параметров производственной среды, чем при их правильном применении.

Поэтому обязанностью работодателя в рамках направления, связанного с выдачей СИЗ, становится также организация обучения персонала применению защитных средств. Такое обучение является частью профильной подготовки по охране труда, которую необходимо проводить на каждом предприятии. Сейчас порядок организации такой подготовки регламентируется положениями совместного постановления Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года. Однако в связи с упомянутым проектом регуляторной гильотины это постановление, действовавшее почти 20 лет, прекратит свое действие: это произойдет 1 сентября 2022 года.

Однако, конечно, такой важный вопрос как организация обучения персонала по охране труда, в том числе в части применения СИЗ, не останется без государственного регулирования. Вместо постановления № 1/29 с 1 сентября 2022 года будет применяться постановление Правительства от 24 декабря 2021 года N 2464. В этом нормативном акте для обеспечения правильности применения СИЗ предусмотрена особая форма подготовки – обучение применению средств индивидуальной защиты. Характер такой подготовки и содержание обучающей программы определяется видом СИЗ, предусмотренных для конкретной должностной позиции. При этом не менее 50% времени подготовки нужно уделить практическим занятиям, тренирующим навыки применения. Помимо собственно использования СИЗ, работники обучаются методам контроля их целостности и работоспособности, позволяющим своевременно выявить нарушения в их работе, снижающие эффективность применения. Проводить такую подготовку для работников, обязанных применять СИЗ из-за вредных или опасных условий труда, работодатель должен не реже раза в три года.

Организация учета выдаваемых СИЗ

Работодатель, на предприятии которого есть должностные позиции с вредными или опасными условиями труда, обусловливающими необходимость предоставления работникам СИЗ, обязан не только осуществлять их своевременную выдачу и замену, но и вести учет выдаваемых защитных средств. Организация такого учета решает сразу несколько задач:

  • фиксация даты выдачи и запланированной замены СИЗ для соблюдения требований законодательства и обеспечения требуемой эффективности защиты;
  • контроль номенклатуры и количества выданных СИЗ для исключения путаницы и злоупотреблений как со стороны работника, так и со стороны работодателя;
  • наличие необходимых данных об обращении СИЗ на предприятии, которая может потребоваться при выполнении проверок со стороны контролирующих государственных органов.

Для учета выдачи СИЗ используются личные карточки работников, в которые вносится информация о видах выданных средств защиты, их параметрах и дате предоставления. Форма личных карточек, в которые вносятся эти сведения, приведена в приложении к приказу № 290н. Действующее законодательство разрешает вести эту документацию как в традиционном бумажном, так и в электронном виде – с соблюдением установленной формы.

Если на предприятии используются бумажные личные карточки, факт выдачи СИЗ должен подтверждаться личной подписью работника на этом документе. При использовании электронных форм учета предоставления СИЗ вместо личной подписи работника в карточке указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором проставлена личная подпись сотрудника.

Оформление положения о предоставлении СИЗ на предприятии

В целях закрепления норм выдачи средств защиты и оптимизации порядка их предоставления стоит издать в организации локальный нормативный документ по этому вопросу. Обычно он имеет положения или приказа, регулирующего порядок выдачи СИЗ на предприятии — в этом году такой документ по-прежнему разрабатывается с учетом норм, регламентированных приказами №№ 777н и 997н. Работодатель вправе вносить в этот документ нормы, улучшающие положение работников в части обеспечения СИЗ, однако не может снижать нормы их обеспеченности защитными средствами, установленные на законодательном уровне.

Ответственность за непредоставление СИЗ

Невыполнение государственных нормативов по выдаче персоналу защитных средств, а также нарушение правил их предоставления, например, несвоевременная замена, снижение количества выдаваемых СИЗ, непроведение стрики или чистки или другие проступки, караются по закону. Для таких случаев в действующем Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена статья 5.27.1. Часть этого раздела нормативного акта указывает, что объем ответственности за такое нарушение зависит от категории виновника, а также от того, был ли такой проступок допущен впервые или повторно: за повторное нарушение предусматриваются более серьезные санкции. Объем ответственности распределяется так:

  • на должностных лиц при первичном нарушении налагается штраф от 20 до 30 тысяч рублей. При повторении такой ситуации штраф будет увеличен до 30-40 тысяч рублей или заменен дисквалификацией должностного лица на срок от 1 года до 3 лет;
  • для индивидуальных предпринимателей, работающих без образования юридического лица, на первый раз применяется штраф от 20 до 30 тысяч рублей. При повторении нарушения штраф увеличивается до 30-40 тысяч рублей или заменяется остановкой работы предпринимателя в административном порядке на срок до 90 суток;
  • для компаний любых организационно-правовых форм первичный штраф при таком нарушении составляет 130-150 тысяч рублей. Если контролирующие государственные органы выявят подобную ситуацию повторно, штраф будет увеличен до 100-200 тысяч рублей или заменен административной остановкой работы предприятия на срок до 90 суток.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ нарушение будет считаться повторным, если оно совершено в течение двенадцати месяцев с даты привлечения виновника к административной ответственности за такой же проступок.

 

left   Назад
Печать

8527

Пожалуйста, оцените качество:
Рейтинг:
4,66
Проголосовало: 64
Вам может быть интересно:
Вам необходимо провести СОУТ?
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Аттестат аккредитации RA.RU.21АД99 от 11 декабря 2015 г, №2174 в реестре аккредитованных организаций министерством здравоохранения.
Отправьте заявку на проведение СОУТ и мы свяжемся с вами в течение 5 минут!
Назад Назад
Успешно
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
На главную страницу
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Заказ обратного звонка
Оставьте заявку и менеджеры свяжутся с Вами для уточнения деталей
Введите ваше Имя:
Введите ваш номер телефона:
Обратный звонок whatsapp telegram telegram
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Получите персональную
скидку
Оставьте заявку —
мы расскажем о скидках
ok
Введите ваш телефон:
ok