Формы таможенного контроля ЕАЭС

Печать

943

4,79 (Проголосовало: 25)

Картинка Формы таможенного контроля ЕАЭС
  1. Основные принципы таможенного порядка в ЕАЭС
  2. Таможенная проверка

Вот уже почти десять лет Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза. Это объединение было создано в 2010 году и первоначально называлось просто – Таможенный союз. Тогда в него входили только три государства: РФ, Казахстан и Беларусь. Позднее к ним присоединились Кыргызстан и Армения, и сейчас эти пять стран входят в состав союзного объединения, хотя интерес к участию в нем выражали и другие государства.

Основная идея интеграции в рамках ЕАЭС – упрощение торгового оборота между странами-участницами: как показала практика, это действительно возможно при условии систематической и планомерной работы в этом направлении. Основными мерами, которые осуществляются для реализации этой цели, сейчас можно назвать:

  • применение единых требований к безопасности и качеству товаров и услуг. Для решения этой задачи в ЕАЭС создаются специальные нормативные документы – технические регламенты, которые устанавливают нормативы по качеству для конкретных категорий товаров;
  • введение единых документов о подтверждении соответствия. Товары, которые удовлетворяют требованиям, содержащимся в техрегламентах, получают подтверждающие документы единого образца, которые действительны на всей территории Союза. Благодаря этому их производители и продавцы могут реализовывать такие продукты без оформления дополнительной разрешительной документации;
  • унификация процедур подтверждения соответствия. Для этого сертификационные органы, действующие в государствах-членах ЕАЭС, проходят особую процедуру аккредитации, чтобы получить право выдавать сертификационные документы, действующие на всей территории Союза;
  • формирование упрощенных процедур таможенного контроля. Они призваны облегчить процесс перевозки товаров между государствами, входящими в состав объединения, и обеспечить доступ к более широким рынкам для производителей, работающих в государствах-членах Союза.

Одну из ключевых ролей в достижении поставленной цели играет упрощение таможенных процедур. Ведь в большинстве стран именно таможенное оформление товаров, пересекающих границы, является очень дорогой и длительной процедурой. Разберемся, как обстоят дела с этим вопросов в Евразийском экономическом союзе в его актуальном состоянии.

Основные принципы таможенного порядка в ЕАЭС

Порядок организации таможенного контроля в пределах союзного объединения регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Это приложение к действующему договору о Таможенном кодексе ЕАЭС. В статье 332 этого нормативного документа указывается, что в границах Союза предусмотрены следующие формы выполнения контроля на таможне:

  • проверка;
  • осмотр;
  • досмотр;
  • осмотр территорий и помещений;
  • получение объяснений;
  • контроль таможенных и других документов, объясняющих происхождение, маршрут перевозки и другие характеристики товаров, перевозимых через границу.

Рассмотрим эти формы в деталях их применения.

Таможенная проверка

Проверка на таможне – это процедура сопоставления сведений, предоставленных заявителем в декларации, и других данных, поступивших в таможенный орган относительно состава и характеристик товаров, имеющихся при себе у заявителя при пересечении границы. Например, такими данными могут стать сведения, содержащиеся в банковских счетах, платежных документах, организационной отчетности и проч. Основной целью выполнения проверки становится установление факта декларирования товаров, подлежащих этой процедуре, и исполнение их владельцем, перевозчиком или другим лицом, которому переданы полномочия по обращению с данным товаром, правил и обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.

Таможенные проверки делятся на два основных типа:

  • камеральная, в течение которой проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных документах. Максимальная длительность этой процедуры – 90 дней с момента направления проверяемому лицу обязательного уведомления о ее назначении;
  • выездная, в процессе которой работники таможни могут выехать в организацию или иное место, где заявитель осуществляет свою основную деятельность. Такая проверка может быть плановой и внеплановой, а ее максимальная длительность составляет 2 месяца.

Таможенный осмотр и досмотр

Обе эти процедуры представляют собой визуальный контроль товаров, перевозимых заявителем через таможню. Однако в случае осмотра действующий Таможенный кодекс не подразумевает права вскрытия упаковки таких продуктов: он проводится для подсчета количества единиц перевозимого товара, проверки наличия обязательных пломб и маркировок и других схожих целей. При этом в ходе досмотра упаковка может быть вскрыта для более подробной проверки ее содержимого. В обоих случаях таможенные органы составляют акт, в котором указываются сведения об органах, выполнявших эту процедуру, причинах и результатах ее проведения, и другие необходимые данные, предусмотренные установленной формой такого акта.

Иногда таможенные органы с теми же целями проводят осмотр помещений и территорий, в которых располагаются грузы, подлежащие таможенной проверке. Если такой осмотр выполняется в отношении объектов, которые должны отвечать установленным требованиям таможенного законодательства, например, в магазинах беспошлинной торговли, складах временного хранения и проч., то уполномоченные органы также проверяют соблюдение таких требований на этих объектах.

Получение объяснений

Получение объяснений проводится в случае, если для установления происхождения, характеристик, маршрута или иных параметров товара, перевозимого через границу, таможенным органам требуется дополнительная информация, которую может предоставить заявитель. В некоторых ситуациях он может быть специально вызван работниками таможенного органа для дачи объяснений. В этом случае в адрес заявителя направляется письменное уведомление с указанием даты, в которую ему необходимо явиться для дачи объяснений, и других обязательных данных. Оно может быть вручено заявителю лично или направлено путем почтовой связи либо иным способом. Сведения, получаемые от заявителя, вносятся в специальную форму. Образец такого документа утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260.

Проверка документов

Основным документом, содержание которого контролируется таможенными работниками в ходе выполения своих должностных обязанностей, становится таможенная декларация. Уполномоченные сотрудники проверяют сведения, содержащиеся в ней, и сопоставляют их с данными, предоставленными в других документах, которые направляются в таможенный орган вместе с декларацией. Целью выполнения такого контроля является:

  • проверка корректности заполнения предоставленной документации;
  • проверка достоверности сведений, предоставленных в декларации и других документа;
  • проверки соблюдения установленных таможенных процедур;
  • проверки легитимности права на применение таможенных льгот, если они полагаются конкретному заявителю;
  • проверки соблюдения иных требований, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС и другими нормативными документами, действующими на территории союзного объединения.

В большинстве случаев таможенным органам для анализа бывает достаточно пакета документов, сформированного в соответствии с базовым порядком, описанным в статье 89 Таможенного кодекса. В случае, если по тем или иным причинам сотрудникам таможни требуется подтверждение сведений, представленных в указанном пакете, они вправе запросить дополнительную документацию в составе, зафиксированном в статье 108 ТК ЕАЭС. Как правило, это делается в течение периода времени, пока товар находится на таможне – в Таможенном кодексе такая процедура носит название проверки, начатой до выпуска товаров. Если документы не будут представлены, таможня вправе отказать в выпуске товаров.

Однако если заявителю удалось миновать таможню, это не означает, что полномочия таможенных органов полностью исчерпаны: в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС уполномоченный орган вправе провести проверку и после выпуска товаров, запросив документы с соблюдением правил, установленных статьей 340 указанного нормативного документа.

Вам необходима сертификация?
Наши эксперты помогут Вам разобраться во всех тонкостях сертификации. Центр "Аттэк" является аккредитованным органом по сертификации.
Отправьте заявку на сертификацию и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Пожалуйста, оцените качество статьи:

Рейтинг статьи:

4,79 (Проголосовало: 25)

Вам может быть интересно: