Ткаченко Павел
24 июля, 2017

426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: изменения

Печать

295

4,35 (Проголосовало: 33)

Картинка 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: изменения

Несмотря на то, что Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» был принят менее четырех лет назад, законодатель уже трижды вносил в него достаточно серьезные изменения, существенным образом дополняющие процедуру спецоценки.

  1. Роль работников в проведении спецоценки

Несмотря на то, что Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» был принят менее четырех лет назад, законодатель уже трижды вносил в него достаточно серьезные изменения, существенным образом дополняющие процедуру спецоценки. Последние значимые изменения были внесены в указанный закон в 2016 году, когда был принят Федеральный закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“».

Роль работников в проведении спецоценки

Одним из существенных нововведений, появившихся в процедуре специальной оценки в 2016 году, стало заметное увеличение роли самих сотрудников, на рабочих местах которых проводятся обследования и замеры. В частности, новым содержанием п.2 ч.2 ст. 4 в обязанность работодателю было вменено информировать уполномоченную организацию, проводящую спецоценку, о предложениях работников по поводу вредных факторов, интенсивность воздействия которых следует замерить. Соответственно, п.2 ч.1 ст.6 указанного закона предоставил работнику соответствующее право — обращаться к представителям работодателя или специализированной компании, проводящей замеры, с предложениями о включении в список анализируемых тех или иных вредных факторов.

Роль работодателя в проведении специальной оценки

Ст. 15 426-ФЗ была дополнена новым разделом 5.1, который обязывает работодателя не позднее, чем в течение трех рабочих дней с момента согласования им содержания отчета о проведении спецоценки проинформировать о данном факте компанию, которая его разработала. Для соблюдения указанного срока это можно сделать любым возможным способом, вплоть до телефонного звонка, однако вместе с тем не позже, чем через три дня после утверждения копию согласованного текста необходимо отправить исполнителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Полномочия организации, проводящей специальную оценку

П.3 ч.2 ст.6 426-ФЗ установил, что методы исследований (испытаний), применяемые специализированной организацией для проведения спецоценки, больше не требуют обязательного прохождения поверки с последующим внесением в Федеральный информационный фонд, фиксирующий сведения об обеспечении единства измерений — в отличие от методик (методов) измерений, которые по-прежнему нуждаются в указанных действиях. Кроме этого, в ст. 8 были уточнены и зафиксированы полномочия экспертов, являющихся сотрудниками организации, проводящей процедуру. В новой редакции к ним были отнесены:

  • изучение технологической документации, регламентирующей порядок осуществления производственного процесса на данном рабочем месте;
  • обследование рабочего места сотрудника;
  • рассмотрение рабочего процесса, предусмотренного для данного рабочего места;
  • прочие мероприятия, предусмотренные методикой осуществления спецоценки.

Какие изменения в процедуре проведения и применении результатов спецоценки?


Важным изменением в ч.1 ст.11 426-ФЗ стал новый порядок формирования декларации, посредством которой работодатель подтверждает соответствие условий труда на конкретном рабочем месте действующим нормативам. Если ранее ее нужно было заполнять только для рабочих мест, которые совсем не подвергаются воздействию каких-либо вредных факторов, то с 2016 года в ней также нужно фиксировать рабочие места, условия труда на которых были отнесены к допустимым или оптимальным. При этом к перечню ситуаций, когда такая декларация прекращает свое действие, были добавлены случаи выявления нарушений действующих нормативов по охране труда.Некоторые изменения коснулись также процедуры проведения специальной оценки и перечня ситуаций, в которых ее проведение не требуется. Так, в частности, согласно п.1 ч.6 ст. 10 из списка рабочих мест, подлежащих обследованию, были исключены рабочие места сотрудников, которым назначается досрочная страховая пенсия по старости — тогда как ранее к этой категории относились работники, имеющие право на получение досрочной трудовой пенсии по этому же основанию.

Уровень согласования при снижении класса опасности условий труда более, чем на одну ступень, был перенесен с регионального на федеральный уровень содержанием ч.7 ст.14. При этом ч.5 п.1 ст.15 теперь требует, чтобы средства индивидуальной защиты, применяемые работниками, подвергались обязательной процедуре прохождения сертификации согласно действующим техрегламентам.

В случае, если на предприятии формируются новые рабочие места либо вводится в строй новое оборудование, модифицируется технологический процесс либо применяются подобные изменения, срок проведения внеочередной плановой спецоценки увеличивается до 12 месяцев. При этом в прочих случаях продолжительность периода, в течение которого она должна быть проведена, сохранился на прежнем уровне — 6 месяцев. А вот в случае таких незначительных изменений как реорганизация предприятия или изменение названия рабочего места проводить специальную оценку не обязательно. Если же внеплановая процедура проводится по предписанию надзорных органов, в период с момента назначения такой проверки и до ее фактического проведения работодатель не имеет права лишать работников гарантий и компенсаций, полагающихся им по результатам предыдущей спецоценки.

Изменения в 426-ФЗ  и позднее

Компаниям, которые ранее не проводили данную процедуру на законных основаниях, например, имея на руках действующие результаты аттестации рабочих мест, должны учитывать, что до 31 декабря будущего года они обязаны провести специальную оценку условий труда. Это правило действует даже в том случае, если результаты аттестации все еще остаются действительными.

Кроме того, проведение измерений в части вредных или опасных производственных факторов должно осуществляться с применением методик, соответствующим требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Все используемые методики должны подтвердить свое соответствие этим требованиям до 31 декабря 2020 года.

Пожалуйста, оцените качество статьи:

Рейтинг статьи:

4,35 (Проголосовало: 33)

Вам может быть интересно:
Вам необходимо провести СОУТ?
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Проводим специальную оценку для компаний любых отраслей всех организационных форм и с любым числом сотрудников
Отправьте заявку на проведение СОУТ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!