Ткаченко Павел
08 января, 2014

Ключевые различия аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда

Печать

271

4,81 (Проголосовало: 48)

Картинка Ключевые различия аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда

Аттестация рабочих мест предполагала оценку производственных факторов, при этом нередки были случаи когда работодатель намеренно не указывал некоторые из них, или наоборот указывал избыточные факторы влияющие на приобретение вредного класса условий труда. Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию опасностей, исследуются все факторы которые оцениваются "с нуля"...

Дополнено 10.06.2019

Аттестация рабочих мест предполагала оценку производственных факторов, при этом нередки были случаи когда работодатель намеренно не указывал некоторые из них, или наоборот указывал избыточные факторы влияющие на приобретение вредного класса условий труда. Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию опасностей, исследуются все факторы которые оцениваются "с нуля", прорабатываются производственные процессы, изучается степень воздействия всех факторов присущих рабочему месту и функциональных обязанности и должностных инструкций. Помимо факторов рабочей среды, в предмет оценки попадают действия работник, различные варианты исходов неправильно принятых решений или не надлежащее состояние здоровья. Таким образом результаты специальной оценки условий труда все больше будут становиться персонализированными, ориентированными на конкретного работника, а не на закрепленную за ним должность на предприятии.

Все данные о проведенной специальной оценке будут храниться в Общероссийской системе сбора данных, здесь различий мало  сейчас такая система уже существует и называется АС "АКОТ", новая же система будет называться АС "Профессиональные риски"

Наряду с идентификацией и исследованием опасностей предполагается сбор персонифицированных данных по состоянию здоровья (в том числе и обусловленного травмами) работников. И то и другое должно передаваться для централизованного хранения и анализа в АС «Профессиональные риски». В ней будут храниться динамика изменений условий труда, персональные физические данные и состояние здоровья.

Одни из новшеств стало добавление  в план мероприятий улучшения условий труда, пункт о снижении профессиональных рисков. 

В новом законе прописана обязательность производственного контроля, он станет таким же обязательным как и само специальная оценка условий труда, что тоже будет размещаться в "Профессиональных рисках", производственный контроль будет проводиться один раз в год на рабочих местах где класс условий труда 3.1 и выше.

Изменился так же уровень самой процедуры теперь это не приказ, а федеральный Закон, исполнение его будет контролироваться все более внимательно, т.к. штрафы выросли почти в 8 раз ГИТ, Прокуратура и "СЭС" теперь буквально отвечают за пополнение бюджета.

Порядок использования результатов аттестации рабочих мест (АРМ) в переходный период

Переход на проведение спецоценки условий труда вместо осуществления АРМ предполагает использование переходного периода. Он необходим для того, чтобы компании, обязанные проводить такую процедуру, имели достаточно времени для подготовки и организации соответствующих операций без ущерба для производственного процесса на своем предприятии. Порядок применения переходных положений описан в статье 27 федерального закона № 426-ФЗ, который регулирует правила проведения СОУТ в России.

Согласно этому документу экспертные организации, которые могли проводить АРМ, в течение определенного периода наделялись дополнительными полномочиями, которые давали им возможность выполнять процедуру СОУТ:

  • полномочия компаний, которые имели право выполнять АРМ, были продлены до конца 2018 года частью 1 статьи 27 426-ФЗ. Это право применялось для тех организаций, которые имели действующие аккредитационные документы на право проведения аттестации, выданные в соответствии с порядком, предусмотренным приказом Минздрава № 205н, и включали в свой состав специализированные лаборатории для проведения испытаний. В этом случае оформления дополнительных разрешительных документов, дающих право осуществления СОУТ в соответствии с правилами 426-ФЗ, таким организациям не требовалось. При этом если аттестат о наличии аккредитации у лаборатории такой компании заканчивался раньше 31 декабря 2018 года, право проводить спецоценку ограничивалось сроком действия ее аттестата. Если же аттестат был выдан на более длительный срок, с 1 января 2019 года он прекратил свое действие. С этого момента для получения права проведения СОУТ организация должна соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 19 426-ФЗ, и пройти процедуру регистрации, описанную в постановлении Правительства № 599. Таким образом, срок полномочий компании по проведению СОУТ зависел от срока действия разрешительной документации ее испытательной лаборатории. Указанные положения относились к организациям, которые не имели в своей структуре специализированных испытательных лабораторий и в случае необходимости привлекали их к оказанию нужных услуг по договору гражданского характера;
  • полномочия компаний, которые были уполномочены выполнять АРМ и имели в своей структуре испытательные подразделения, срок действия разрешений которых истекал в 2014 году, то есть в год введения СОУТ, регулировались частью 2 статьи 27 426-ФЗ. Согласно этому разделу федерального закона такие организации получили возможность выполнять процедуру СОУТ до конца 2014 года вне зависимости от того, когда именно в течение этого года истекал срок действия аттестационной документации их лаборатории. В этом случае оформления дополнительных разрешительных документов им не требовалось. Однако по окончании 2014 года они потеряли это право: компании, которые намеревались продолжить работу в сфере проведения спецоценки, должны были обеспечить соответствие критериям ст. 19 426-ФЗ и пройти регистрацию в соответствии с постановлением № 599;
  • компании, срок действия аттестатов аккредитации которых истек в 2013 году и ранее, не получили дополнительных льгот, позволяющих продолжить работу в сфере СОУТ в упрощенном порядке. Им потребовалось проходить процедуру регистрации и получения необходимых документов с начала действия 426-ФЗ, то есть с начала 2014 года.

Что касается самих организаций, которые должны были проходить процедуру спецоценки, то для них также были введены определенные льготы, рассчитанные на переходный период действия 426-ФЗ. Так, в соответствии с частью 4 ст. 27 426-ФЗ компания, которая провела АРМ в соответствии с приказом Минздравсоцрразвития № 342н, освобождалась от обязанности проводить СОУТ в течение пяти лет, несмотря на то, что данная процедура была отменена с вступлением в силу 426-ФЗ, которое произошло в 2014 году. Таким образом, максимальный срок, в течение которого такая компания могла воспользоваться этим послаблением, ограничивался 31 декабря 2018 года.

По истечении этого срока все организации, не имеющие документации о проведении  спецоценки на своем предприятии, должны провести такую процедуру в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Непроведение спецоценки является правонарушением административного характера, которое предусмотрено положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Данный раздел кодекса предусматривает, что на компанию, не выполнившую обязанность по проведению СОУТ, может быть наложен штраф в размере до 80 тысяч рублей. В случае повторного нарушения размер штрафа может быть увеличен до 200 тысяч рублей либо заменен остановкой работы компании на период до 90 дней.

Пожалуйста, оцените качество статьи:

Рейтинг статьи:

4,81 (Проголосовало: 48)

Вам может быть интересно:
Вам необходимо провести СОУТ?
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Проводим специальную оценку для компаний любых отраслей всех организационных форм и с любым числом сотрудников
Отправьте заявку на проведение СОУТ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!