Охрана труда в сельском хозяйстве: что будет в 2020 году?

Печать

85

4,6 (Проголосовало: 53)

Картинка Охрана труда в сельском хозяйстве: что будет в 2020 году?

Сельское хозяйство ежегодно входит в список отраслей экономики, характеризующихся наиболее высоким уровнем травматизма для работников, включая смертельные случаи. Поэтому вопросам обеспечения охраны труда в этой области работ необходимо придавать серьезное значение. Государственная политика в этом отношении учитывает изменения, происходящие в отрасли, а также новые требования ОТ, характерные для производственной деятельности. Проанализируем ситуацию в этой сфере более предметно.

Ситуация в области охраны труда в сельском хозяйстве: условия работы

Одной из основных причин высокого уровня травматизма в интересующей нас области становится то, что условия труда сотрудников, которые работают в сельском хозяйстве, до сих пор остаются неблагоприятными. Это ясно видно из данных официальной статистики, которая оценивает условия труда в этой отрасли по состоянию на конец 2018 года.

Показатель

% от общего количества сотрудников, занятых в отрасли

Доля сотрудников, которые работают во вредных и опасных условиях

31,9

Находящиеся под вредоносным воздействием факторов производственной среды

Химический

5,4

Биологический

1,8

Воздействие аэрозолей, в том числе фиброгенного действия

2

Шум, инфразвук, воздушный ультразвук

9,5

Вибрация, включая общую и локальную

5,3

Неионизирующее излучение

0,4

Ионизирующее излучение

0,1

Факторы микроклимата

4,6

Факторы световой среды

2,9

Находящиеся под вредоносным воздействием факторов трудового процесса

Степень тяжести

16,8

Уровень напряженности

3,9

Приведенные данные ясно показывают, что почти треть работников сельскохозяйственных предприятий работают в условиях, которые согласно действующей методологии относятся к категории вредных или опасных. Указанная методология описана в федеральном законе 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, который устанавливает правила выполнения спецоценки условий труда в нашей стране. При этом самым часто встречающимися вредоносными факторами, которые влияют на работников в процессе выполнения ими своих трудовых обязанностей, становятся повышенный уровень тяжести трудового процесса и воздействие посторонних шумов, включая те, которые находятся вне диапазона, воспринимаемого человеческим слухом.

Травматизм в сельском хозяйстве

Текущая ситуация в области охраны труда в сельском хозяйстве ведет к очевидным результатам. Уровень травматизма, включая травмы со смертельным исходом, в этой сфере остается исключительно высоким. Об этом также наглядно свидетельствуют данные официальной статистики за 2018 год, приводимые Федеральным статистическим комитетом РФ. Они приведены в нижеследующей таблице.

 

Число работников отрасли, чел.

Число пострадавших с утратой трудоспособности хотя бы на 1 рабочий день, чел.

Из них со смертельным исходом, чел.

Число пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных на другую работу, чел.

Число сотрудников с диагностированным профессиональным заболеванием, чел.

Всего по экономике

19897069

23597

1072

698

3323

Производство однолетних культур

381014

549

38

19

15

Производство многолетних культур

19293

15

1

0

0

Животноводство

537957

1283

65

236

37

Смешанное сельское хозяйство

26623

29

2

1

1

Вспомогательные виды работ в сфере производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции

47705

28

2

5

0

В сельском хозяйстве всего

1012592

1904

108

261

53

% от общего значения по экономике РФ

5,09%

8,07%

10,07%

37,39%

1,59%

Заметно, что доля работников сельского хозяйства в сравнении с общим зачением по экономически активному населению, занятому в разных областях, выглядит достаточно скромной: она равна немногим немногим более 5%. При этом, однако, вклад этой отрасли в общероссийские показатели травматизма становится исключительно весомым. Работники этой сферы составляют более 8% от общего числа пострадавших, которые в результате несчастных случаев на производстве утратили трудоспособность хотя бы на один рабочий день. При этом доля погибших в результате таких несчастных случаев в сельском хозяйстве превышает 10% от аналогичного значения по экономике РФ. А доля частично утративших трудоспособность работников, которые в результате происшествия были вынуждены перейти на другую работу, достигает почти 40%.

При этом, однако, на сельское хозяйство приходятся достаточно скромные цифры в отношении сотрудников, получивших на работе профессиональные заболевания. Это говорит о том, что несчастные случаи становятся наиболее серьезным фактором, угрожающим здоровью и даже жизни сотрудников, которые заняты в этом направлении работ.

Государственная политика в области охраны труда в сельском хозяйстве

В течение достаточно продолжительного времени работодатели и работники, занятые в сельском хозяйстве, вынуждены были руководствоваться общими требованиями к достижению необходимого уровня охраны труда. Однако ясно, что эти требования не полностью учитывали особенности работы в этой сфере, что приводило к появлению серьезных нештатных ситуаций, представляющих угрозу здоровью и работоспособности персонала.

В итоге в 2014 году Министерство труда и занятости РФ выступило с инициативой о разработке отдельных правил по охране труда в сельском хозяйстве, которые должны были содержать специальные требования, связанные со особенностями такой работы. Тогда в этой области действовали 11 разнородных документов, которые применялись для разных направлений работы в этой сфере, в том числе птицеводства, животноводства, производства табака, ремонта сельскохозяйственной техники и проч. В Министерстве указывали, что требования этих документов не отвечают текущей ситуации в аграрном секторе, причем нередко они бывают разрозненными или, напротив, дублирующими.

Учитывая это, ведомство предложило проект единых правил по охране труда для этой отрасли, которые должны были отвечать условиям и факторам, имеющим место в каждой области работ. Документ был в установленном порядке опубликован на официальном государственном портале проектов и прошел все обязательные процедуры, включая общественное обсуждение, антикоррупционную экспертизу и другие. В итоге ведомством был принят приказ от 25.02.2016 г. № 76н, который вступил в законную силу по истечении трех месяцев с даты его официальной публикации. Сейчас вот уже более трех лет в отрасли применяются единые требования к достижению требуемого уровня безопасности труда персонала.

Требования по ОТ в сельском хозяйстве

В 2020 году требования, установленные положениями приказа № 76н, применяются как универсальные: они распространяются на организации всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. Единственное исключение в этой области составляют физические лица, работающие в сельском хозяйстве, которые не зарегистрированы в качестве ИП. Основные требования к работодателям в ходе организации работ сосредоточены в следующих направлениях:

  • достижение нужного уровня безопасности труда работников;
  • организация рабочих мест и производственных помещений;
  • организация технологических процессов;
  • перевозка и хранение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и отходов производства.

При этом эксперты отмечают, что требования к безопасной организации труда в ходе осуществления разных видов сельскохозяйственных работ могут сыграть основную роль в достижении цели по снижению уровня производственного травматизма в отрасли.

Основные требования в области охраны труда в сельском хозяйстве

В список основных обязанностей работодателя по достижению требуемого уровня безопасности на сельскохозяйственном предприятии согласно разделу II приказа № 76н входят:

  • минимизация воздействия вредоносных факторов на работников на всех этапах технологического процесса, осуществляемого в организации;
  • максимальное повышение степени автоматизации и механизации производства, а также расширение номенклатуры используемых дистанционных технологий управления предприятием;
  • тщательный отбор кадров на предприятие с учетом необходимой квалификации, опыта и навыков, имеющихся у работников;
  • организация регулярной подготовки и повышения квалификации персонала в области безопасности выполняемых работ;
  • предоставление эффективных защитных средств с учетом особенностей вредоносных факторов, влияющих на работников, в количестве, установленном действующими нормативами. Рассматриваемые средства выдаются работникам полностью за счет работодателя;
  • рациональное распределение режимов работы и отдыха сотрудников для минимизации воздействия на них вредоносных факторов трудового процесса, включая напряженность и сложность выполняемых операций.

Эти направления и меры, подлежащие осуществлению в рамках каждого из них, в 2020 году должны быть закреплены в локальном нормативном документе предприятия. Для организаций, работающих в этой сфере, предусмотрена также необходимость оформления особых документов, включая технологические карты, эксплуатационную документацию на эксплуатируемое оборудование, карту землеустройства и проч.

К сотрудникам, занятым в выполнении сельскохозяйственных работ, устанавливаются серьезные требования. Состояние здоровья, психологические и физиологические характеристики, а также другие параметры каждого из них должны отвечать тому виду работ, в котором он занят. Допуск сотрудников к работе разрешается только при условии прохождения ими необходимой квалификационной подготовки, а также обязательных медицинских осмотров, предусмотренных действующим законодательством. При организации отдельных категорий работ вводятся ограничения, связанные с допуском к ним женщин и работников, не достигших возраста 18 лет.

При этом каждый работник обязан пройти отдельную подготовку по охране труда в порядке, установленном положениями совместного постановления Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года N 1/29. Согласно этому нормативному документу, работники должны проходить следующие типы инструктажей:

  • вводный – при приеме на работу для ознакомления с общими требованиями ОТ для конкретного предприятия;
  • первичный – перед началом самостоятельной работы на конкретном рабочем месте для ознакомления с особенностями своих производственных задач;
  • повторный – по истечении шести месяцев непрерывной работы на предприятии для актуализации имеющихся компетенций и навыков в области ОТ;
  • внеочередной – при наступлении особых обстоятельств, например, при внедрении на предприятии новых типов оборудования, введении обновленных требований к обеспечению охраны труда и т.д.;
  • целевой – при организации особых видов работ с вовлечением сотрудников, которым для их выполнения требуются дополнительные навыки и знания в сфере ОТ.

Для некоторых групп сотрудников, которые привлекаются к выполнению опасных видов работ, предусмотрены повышенные требования в части прохождения подготовки по ОТ. Повторный инструктаж для них проводится каждые три месяца, а каждый год – проверка наличия обязательных знаний в сфере достижения требуемого уровня труда. При этом если сотрудник привлекается к выполнению нескольких видов работ, например, на условиях совмещения, он должен пройти подготовку, необходимую для каждого из них. Организация опасных видов работ осуществляется с оформлением отдельного наряда-допуска. Полный список таких направлений деятельности приведен в пункте 23 приказа № 76н.

Ответственность за невыполнение требований охраны труда в сельском хозяйстве

Контроль за соблюдением перечисленных и иных требований, установленных данным нормативным документом, осуществляют сотрудники территориальных подразделений Государственной инспекции труда по месту работы предприятия. При этом полный объем ответственности за выполнение действующих нормативов возлагается на работодателя. При обнаружении фактов их невыполнения к виновнику могут применяться серьезные санкции, зафиксированные в статье 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно этому разделу нормативного документа максимальный штраф для должностных лиц, виновных в таких нарушениях, может составить до 40 тысяч рублей, либо его могут заменить дисквалификацией на период до 3 лет. Максимальное наказание для ИП по этой статье составляет 40 тысяч рублей; оно может быть заменено остановкой работы на срок до 90 дней. Максимальный штраф для организаций по рассматриваемой статье достигает 200 тысяч рублей; его также могут заменить остановкой работы на срок до 90 дней. При этом если такие нарушения стали причиной серьезных последствий, например, гибели людей, государственные органы могут квалифицировать их на основании положений Уголовного кодекса.

Перспективы изменения требований законодательства в сфере охраны труда в сельском хозяйстве в 2020 году

Хотя основной нормативный документ, определяющий требования охраны труда в сельском хозяйстве, был принят относительно недавно, Министерство труда уже выступило с инициативой о необходимости их пересмотра. Такое предложение было обусловлено продолжающимся изменением технологий и условий работы в рассматриваемом направлении. Дополнительными обстоятельствами, обусловливающими потребность в этой инициативе, стали:

  • продолжение внедрения принципов риск-ориентированного подхода в работе контролирующих и надзорных органов. Такой подход предполагает систематизацию информации о характеристиках всего объема подконтрольных предприятий с разделением их на классы риска производственной деятельности. Компании, характеризующиеся наиболее высоким уровнем риска, в рамках этого подхода требуют наиболее частого контроля. При этом компании, которым присвоена наименьшая категория риска, полностью освобождаются от прохождения плановых проверок;
  • внедрение принципа «регуляторной гильотины», который предполагает пересмотр всего массива действующей нормативной базы на предмет ликвидации устаревших и избыточных требований.

В связи с приведенными обстоятельствами Министерство уже разработало проект новых правил по охране труда в сельском хозяйстве. Предполагается, что в течение 2020 года этот нормативный документ пройдет все обязательные процедуры по его согласованию и принятию. Сейчас анализируемый проект согласно действующему порядку уже опубликован на официальном государственном портале проектов. Он уже проходит процедуру публичного обсуждения, которая продлится с 29 января по 18 февраля текущего года. Параллельно с этим этапом ведется антикоррупционная экспертиза документа, которая пройдет в те же сроки.

По окончании этих процедур Министерство экономического развития России должно будет дать проекту официальную оценку регулирующего воздействия. Если заключение ведомства будет положительным, документ передадут для последующего рассмотрения в Министерство юстиции. Если же этого не произойдет, его направят разработчику для внесения требуемых корректировок и изменений, а затем он будет предоставлен на повторное рассмотрение. В Минтруде считают, что если процесс согласования документа пройдет в соответствии с планируемым графиком, он может вступить в действие уже с 1 января 2021 года. Если это произойдет, 2020 год станет последним, в течение которого требования по охране труда в сельском хозяйстве будут регулироваться прежним приказом № 76н.

Специалисты отмечают, что важнейшие сферы работы сельскохозяйственных организаций, которые будут регулироваться обновленным документом, останутся прежними. В их число входят:

  • общие правила достижения требуемого уровня безопасности труда персонала при выполнении сельскохозяйственных работ;
  • нормативы и требования, устанавливаемые в отношении производственных помещений;
  • государственные требования по достижению безопасности важнейших типов технологических процессов в сельском хозяйстве;
  • правила выполнения перевозки всех видов сырья, материалов, заготовок, готовых продуктов и отходов, применяемых и получаемых в ходе работы сельскохозяйственных организаций.

Применение обновленных требований

Однако, уточняют специалисты, в рамках каждого из этих направлений предполагается пересмотр конкретных инструментов и механизмов достижения требуемого уровня безопасности труда работников. В пояснительной записке к проекту нормативного документа уточняется, что основной целью его разработки становится снижения уровня травматизма персонала в отрасли, а также исполнение поручений президента РФ, зафиксированных в документе под номером Пр-294 от 26 февраля 2019 г. Подпункт б) пункта 3, на который ссылаются разработчики, как раз и предполагает продолжение внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, и выполнение принципа «регуляторной гильотины», действие которой распространяется и на сельское хозяйство.

По оценкам, приведенным Минтрудом в пояснительной записке, действие предложенного им документа охватит более 130 тысяч организаций, которые сейчас действуют в сфере сельского хозяйства в России. При этом количество работников, на которых может распространиться действие нового нормативного акта, оценивается в 1,5 миллиона человек. Такие сведения, уточняют в Минтруде, получены из официальных данных Фонда социального страхования по состоянию на 2018 год. Оценку действенности мер, предложенных законопроектом, предполагается выполнять с использованием регулярного мониторинга уровня травматизма и возникновения профзаболеваний в отрасли после вступления документа в законную силу.

Вам необходимо пройти обучение по охране труда?
Мы предлагаем Вам пройти обучение в лицензированном учебном центре. Преподаватели курсов - ведущие специалисты в своих отраслях. Вы можете пройти обучение очно или заочно. При необходимости, мы можем провести корпоративное обучение в любом городе России.
Отправьте заявку на обучение и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Пожалуйста, оцените качество статьи:

Рейтинг статьи:

4,6 (Проголосовало: 53)

Вам может быть интересно: