Правила при работе с инструментом и приспособлениями-2020

Печать

368

4,51 (Проголосовало: 35)

Картинка Правила при работе с инструментом и приспособлениями-2020

Промышленная отрасль экономики – это зона серьезного риска для работников.

Промышленная отрасль экономики – это зона серьезного риска для работников. Поэтому в действующем федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ, посвященном вопросам промышленной безопасности, этой проблеме придается существенное значение. На практике одним из наиболее весомых факторов риска становится использование профессиональных инструментов и приспособлений. Их применение в ходе технологического процесса обусловливает вероятность появления в следующих категорий опасных воздействий:

  • повышенные уровни отрицательного влияния вредоносных факторов микроклимата, включая высокие или низкие температуры, избыточный уровень шума и вибрации при работе с оборудованием, превышение нормального уровня загазованности рабочего помещения и проч.;
  • вероятность причинения вреда здоровью, обусловленного контактом с движущимися частями машин и механизмов или падающих предметов;
  • риски повреждений, связанных с выходом оборудования из строя и возникновением нештатных обстоятельств на производстве;
  • риски, связанные с задачами по выполнению трудовых обязанностей в замкнутых пространствах, на высоте или на глубине;
  • риски поражения электрическим током;
  • физические, эмоциональные и нервные перегрузки, связанные с потребностью в обеспечении постоянного контроля за работой инструмента;
  • риски, связанные с эксплуатацией неисправного оборудования или техники, не прошедшей процедуру проверки и планового технического обслуживания;
  • другие типы рисков.

В связи с высокой вероятностью воздействия перечисленных опасных факторов на персонал, занятый в работе с применением промышленного оборудования на предприятиях, в действующем законодательстве содержится отдельный раздел, регулирующий правила выполнения такой производственной деятельности.

Нормативная база регулирования правил эксплуатации инструмента

В роли основного правового документа, который устанавливает общие принципы трудовой активности работников и работодателей в области соблюдения правил промышленной безопасности, сейчас выступает федеральный закон № 116-ФЗ. Эти принципы раскрываются и конкретизируются в дополнительных нормативных документах. Основным из них становится утвержденный приказ Минтруда от 17 августа 2015 года N 552н, который применяется в России с 2015 года. Он устанавливает действующие правила для работников, чья трудовая активность связана с эксплуатацией производственного оборудования и инструментов.

Рассматриваемый нормативный документ пересматривался только однажды – в 2018 году, когда был принят приказ Минтруда от 20 декабря 2018 года N 826н, вносящий отдельные изменения в действующий на ту дату текст правил. Такие изменения были связаны с процессом гармонизации российского законодательства в области соблюдения правил промышленной безопасности и аналогичных требований, которые установлены на территории Евразийского экономического союза, членом которого выступает Россия. Новые разделы приказа № 552н были связаны с введением в текст правового акта правил, установленных техническим регламентом ТС 010/2011, посвященным безопасности эксплуатации машин и оборудования.

Статус действующих нормативных документов

Формально никаких серьезных изменений в анализируемой области по состоянию на начало 2020 года не произошло. Приказ № 552н по-прежнему выступает в роли ключевого правого акта, который устанавливает требования к соблюдению правил эксплуатации инструмента. При этом, однако, Минтруд уже анонсировал отдельные изменения в интересующем нас документе. Проанализируем состояние этого вопроса текущий момент более обстоятельно.

Основные требования к инструменту

Требования правил соблюдения безопасности, зафиксированных в приказе № 552н, в 2020 году распространяются на технологические процессы, связанные с эксплуатацией следующих типов инструмента:

  • ручной, в том числе пиротехнический;
  • механизированный;
  • эльборовый;
  • абразивный;
  • использующий действие электропривода;
  • пневматический;
  • использующий действие привода, основанного на механизме внутреннего сгорания;
  • гидравлический.

Действие правил, зафиксированных в анализируемом приказе, не распространяется на оборудование, применяемое в транспортной отрасли, технологические и обрабатывающие механизмы, испытательные стенды, кассовое оборудование и оргтехнику.

Основные требования к применяемому инструменту просты и понятны: он должен быть разработан с учетом нормативов по безопасности, удобен в применении и работоспособен. Последнее условие, конечно, предполагает регулярную проверку характера его работы и выполнение необходимого технического обслуживания. Ответственность за выполнение этого условия возлагается на работодателя. Естественно, продолжение эксплуатации техники, имеющей явные признаки нерабочей, строго запрещено.

Основные требования к работникам

Требования к работникам, которые вправе выполнять трудовые обязанности с использованием конкретных типов инструмента в 2020 году, также определены в приказе № 552н. Работодатель, поручая сотруднику выполнение необходимых работ, должен снабдить его полноценными инструкциями по работе такого оборудования. Работник при этом обязан тщательно изучить переданные ему инструкции и действовать согласно их требованиям. Но стоит иметь в виду, что ответственность за контроль их соблюдения и выполнения установленных правил все же возлагается на работодателя.

С учетом специфики технологического процесса в организации, эксплуатационной документации на инструменты и оборудование и разработанные для персонала руководства работодатель составляет инструкции по охране труда для профильных направлений производства. Работодатель вправе вносить в эти инструкции дополнительные условия, нацеленные на увеличение уровня безопасности сотрудников при выполнении их обязанностей. Такие инструкции должны быть утверждены локальным нормативным документом организации.

Требования охраны труда

Основные условия, действующие в области организации работы по охране труда в компании, эксплуатирующей производственные инструменты и технику, в 2020 году распределены по следующим направлениям:

  • организация прохождения необходимой подготовки для работников, допущенных к выполнению таких обязанностей. Порядок выполнения необходимой подготовки устанавливается согласно правилам, зафиксированным в совместном приказе Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года № 1/29;
  • организация медицинских осмотров работников. Такая работа ориентирована на выявление всех возможных типов ограничений по работе с инструментом и оборудованием, которые связаны с характеристиками здоровья конкретного сотрудника;
  • определение сочетания режимов трудовой активности и отдыха сотрудника, которые гарантируют достаточный уровень концентрации и внимания при работе с инструментами. Порядок организации таких режимов устанавливается работодателем в локальном нормативном документе предприятия.

Работу с наиболее опасными типами инструментов, включая гидравлический, пневматический, электрифицированный и проч., разрешено доверять только сотрудникам, достигшим восемнадцати лет. Для организации необходимых технологических операций работодатель обязан за свой счет обеспечить персонал защитными средствами и устройствами с соблюдением нормативов, предусмотренных приказом Минздрава от 1 июня 2009 года N 290н.

Кроме этого, разделами III и IV приказа № 552н вводятся конкретные требования к организации условий труда в производственных помещениях, а также правила работы с отдельными видами инструментов и оборудования. Особенно опасные виды работ выполняются при условии оформления особого наряда-допуска, который составляется по форме, приведенной в приложении к правилам, утвержденным анализируемым приказом. Контроль за выполнением всех приведенных требований производит территориальный орган Роструда, соответствующий месту расположения организации.

Ситуация в области регулирования требований охраны труда при организации работы с инструментами

Министерство труда и занятости РФ регулярно пересматривает и обновляет действующие нормативы в области обеспечения необходимого уровня безопасности труда. Эта работа ведется особенно тщательно в отношении производств, которые согласно положениям федерального закона № 116-ФЗ относятся к категории особенно опасных. При этом кроме текущих обоснований для ее выполнения, в 2020 году для ее организации есть дополнительные мотивы.

В первую очередь имеется в виду программа «регуляторной гильотины», анонсированная Дмитрием Медведевым в конце 2019 года. Интересующая нас программа предполагает серьезный пересмотр действующей нормативной базы, устанавливающей разные правила, ограничения и требования к работодателям в разных отраслях экономики. Запланировано, что в рамках ее выполнения будет пересмотрен весь объем нормативной базы, имеющей статус действующей по состоянию на текущий момент. Результатом этой работы должна стать отмена неактуальных требований, содержащихся в изучаемых документах. При этом документация, которая будет признана актуальной для существующего уровня развития экономики, должна быть пересмотрена на предмет содержания ее нормативов.

Наконец, потребность в пересмотре действующей редакции Правил, зафиксированных приказом № 552н, обусловлена также продолжающимся процессом внедрения риск-ориентированного подхода в работе контролирующих и надзорных органов. Этот подход предполагает разделение всего массива подконтрольных организаций на несколько категорий риска – от наиболее низкой до максимально высокой. При этом вводится принцип определения частоты плановых проверок, зависящей от присвоенной категории. Для предприятий с наиболее высокой категорией риска вводится максимальная частота выполнения плановых мероприятий, тогда как организации с низкой категорией риска совсем исключаются из графика плановых проверок.

Работа над пересмотром действующих правил

В связи со всеми приведенными обстоятельствами в начале 2020 года Минтруд подготовил проект приказа, который утверждает обновленный текст правил достижения необходимого уровня безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Согласно действующему порядку текст нормативного документа был опубликован на официальном портале проектов правовых актов для организации публичного обсуждения. В ходе этой процедуры заинтересованные лица могут внести свои предложения и рекомендации по корректировке текста законопроекта, а затем разработчик учтет их при составлении окончательной редакции документа.

На выполнение процедуры публичного обсуждения отведено двадцать дней: она продлится с 21 января по 10 февраля текущего года. Одновременно с этим – и в те же сроки – организована антикоррупционная экспертиза предоставленного документа. После их завершеня будет вынесено решение о необходимости его доработки или передачи для последующего рассмотрения в уполномоченные органы. Если принятие законопроекта пойдет по предполагаемому Минтрудом графику, он может вступить в действие с 1 января 2021 года. Эксперты отмечают, что предложенные ведомством нововведения могут коснуться около 1,5 миллионов организаций и более 35 миллионов занятых в них работников. При этом одной из основных целей, обозначенных в пояснительной записке к проекту нормативного документа, значится снижение имеющегося уровня производственного травматизма и появления профессиональных заболеваний. Ведомство оценивает этот уровень как неприемлемый и предполагает, что новые требования могут существенно повлиять на анализируемый показатель в сторону снижения.

Планируемые изменения в правилах эксплуатации инструментов в 2020 году

При более пристальном анализе опубликованного документа, однако, возникает интересная ситуация. Специалисты отмечают, что нормативный акт… полностью, вплоть до пунктуации и формулировок, соответствует уже действующему приказу. На самом деле единственным более или менее существенным отличием двух документов становится изменение нумерации содержащихся в них пунктов.

Так, в действующем приказе № 552н требования к ручному инструменту и правилам его эксплуатации сформулированы в виде подпункта 2.1. В некоторой степени это выглядит логичным, поскольку пункт 2 целиком посвящен типам инструментов и устройств, на которые распространяется действие анализируемого нормативного документа, и ручной инструмент входит в этот список. Однако в новой редакции, предложенной Министерством, рассматриваемые требования выделены в отдельный самостоятельный пункт 3. Это ведет к сдвигу общей нумерации на один пункт. В итоге в общей сложности количество пунктов в документе увеличивается на одну единицу: если в текущей редакции приказа из 142, то в новой – 143.

Последствия предложенных нововведений

Эксперты отмечают, что, оценивая инициативу Минтруда, следует принимать во внимание все аспекты его предложения. С одной стороны, серьезных содержательных изменений в порядке выполнения требований охраны труда на производственных предприятиях не предлагается – точнее говоря, их пока, очевидно, не планируется вообще. С другой стороны, говорить о том, что в случае принятия предложения министерства никаких изменений для работодателей не произойдет вообще, было бы неправильно.

Дело в том, подчеркивают специалисты, что принятие нового регулирующего документа – пусть даже единственным изменением в нем по сравнению с предыдущим становится изменение нумерации пунктов – станет основанием для потребности в пересмотре всех локальных нормативных документов организаций, работающих в этой области. Они должны будут привести в соответствие с «новыми» требованиями инструкции по работе с разными типами инструментов и техники, инструкции по охране труда, положения о внутреннем трудовом распорядке и другие правовые акты, действующие в организации. В отдельных случаях может даже потребоваться организация внеочередного обучения и аттестации сотрудников, которые применяют в своей трудовой деятельности этот тип оборудования. Естественно, эта работа потребует серьезного объема временных и финансовых ресурсов, которые в действительности будут затрачены, чтобы обеспечить формальное выполнение действующих правил.

Основания для разработки нового проекта нормативного документа

Однако понятно, что организация такой работы – не единственная и далеко не главная цель министерства, выдвинувшего на рассмотрение проект «нового» нормативного документа. Специалисты выдвигают мнение, что основная задача, которую решало ведомство, представляя этот документ – демонстрация работы в двух основных направлениях, анонсированных законодателем в качестве основных факторов пересмотра действующей нормативной базы. По ними понимается внедрение риск-ориентированного подхода в работу надзорных и контролирующих органов, а также осуществление принципа регуляторной гильотины. Предполагалось, кстати, что финальный этап последней программы должен завершиться как раз в феврале текущего года, так что сроки рассмотрения проекта, опубликованного Минтрудом, прекрасно соответствуют временным рамках «гильотины».

В пояснительной записке к опубликованному на портале проектов документу прямо указывается, что он разработан во исполнение поручений Президента, утвержденных правовым актом № Пр-294 от 26 февраля 2019 г. В записке указывается ссылка на подпункт б) пункта 3 этого акта, в котором как раз содержится упоминание об обеих основных причинах пересмотра – «регуляторной гильотине» и риск-ориентированном подходе. В проекте, разработанном Минтрудом, также упоминается, что он составлен с учетом Дорожной карты, регламентирующей сроки выполнения основных мероприятий в рамках программы пересмотра действующего регулятивного законодательства.

При этом само описание проблемы и механизмов ее решения в пояснительной записке обозначено достаточно лаконично. Например, в ней указывается на отсутствие релевантного мирового опыта, который мог бы помочь в решении сформировавшихся проблем, и указывается, что основная роль в их решении должна принадлежать государству – там самым возможности вовлечения других участников технологического процесса, например, работодателей, реализуются далеко не полностью.

Перспективы изменения ситуации в области обеспечения ОТ при работе с инструментами

Согласно установленному порядку, по результатам процедур общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы Министерством экономического развития будет подготовлено экспертное заключение, определяющее основные параметры регулирующего воздействия документа. По опыту предыдущей работы, ведомство действительно грамотно и взвешенно выполняет оценку предоставленных на рассмотрение проектов. Поэтому эксперты не исключают, что в ходе анализа проекта приказа специалисты МЭР укажут разработчикам на его важные недостатки и отправят документ на доработку. В этой ситуации разработчику, то есть Министерству труда и занятости, придется пересмотреть содержание приказа.

Не исключено, что в таких обстоятельствах в составе требований к достижению нужного уровня безопасности труда работников, использующих промышленне инструменты, произойдут более серьезные изменения. Эксперты уверены, что в текущей ситуации это становится важным, чтобы переломить негативные тенденции в отрасли и добиться заметного снижения уровня травматизма и профзаболеваний.

Закажите услуги у экспертов:
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Пожалуйста, оцените качество статьи:

Рейтинг статьи:

4,51 (Проголосовало: 35)

Подписка только на важное:

Выберите только интересные вам #теги
и получайте нужные новости

Вам может быть интересно: