График проверок ГИТ в 2020 году в связи с коронавирусом

Печать

303

4,8 (Проголосовало: 5)

Картинка График проверок ГИТ в 2020 году в связи с коронавирусом

Одной из важных функций контролирующих органов выступает выполнение проверок коммерческих организаций на предмет соблюдения требований действующего законодательства. Они осуществляются рядом государственных органов в соответствии с их сферой деятельности. Так, государственная инспекция труда проверяет компании на выполнение правил, установленных Трудовым кодексом и другими нормативными документами в области трудового права.

Общий правила реализации таких мер определены положениями федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, посвященного вопросам защиты прав предпринимателей и юридических лиц при организации государственного контроля. Этот закон предусматривает два основных вида проверок:

  • плановые, которые выполняются по заранее утвержденному графику;
  • внеплановые, которые проводятся по полученным жалобам или при обнаружении фактов нарушения законодательства.

Оба типа проверок могут проводиться в документарном или выездном формате, предполагающем посещение компании инспекторами ГИТ.

Организация плановых проверок

Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.

Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:

  • добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
  • потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
  • вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.

На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.

Категории риска

Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:

  • высокий - для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
  • значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
  • средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
  • умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.

Государственная инспекция труда обязана учитывать нормативную частоту проведения контролирующих мероприятий для конкретной организации с учетом присвоенного ей класса риска. Если в результате ошибки или другой причины в план контроля попала организация, которую инспекторы ГИТ проверяли до истечения установленного срока, компания также вправе подать в государственный орган заявление об исключении из составленного графика.

Такие ошибки действительно случаются, поэтому эксперты рекомендуют руководителям предприятий или ответственным сотрудникам в конце календарного года посещать региональный сайт ГИТ или прокуратуры и изучать опубликованный план проверок. Это лучше сделать заранее, чтобы иметь достаточно времени на обжалование неправомерного решения о включении компании в план: чаще всего это оказывается проще, чем подстраивать график работы организации под визит инспекторов.

Изображение График проверок ГИТ в 2020 году в связи с коронавирусом

План проверок

График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:

  • название предприятия;
  • место ее государственной регистрации;
  • основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
  • дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
  • дата начала запланированной проверки;
  • число дней, отведенных на проведение контроля;
  • тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
  • название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.

Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.

Правила проведения проверок

Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.

Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:

  • проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
  • срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия - 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.

Дополнительные ограничения при проведении контроля в 2020 году

Уже совершенно определенно можно сказать, что 2020 год стал особенным для российской экономики. Ситуация с распространением коронавирусной инфекции серьезно ударила по отечественному бизнесу. Более месяца большинство предприятий были полностью закрыты в связи с объявлением режима самоизоляции, а когда часть ограничений была снята, стало понятно, что, во-первых, те меры, которые продолжают действовать, существенно снижают эффективность работы предприятия, а во-вторых, объем платежеспособного спроса за это время резко сократился.

Многие российские компании оказались буквально на грани выживания, поэтому Правительство задумалось о принятии мер, которые могли бы способствовать если не росту, то хотя бы нормальному самочувствию экономики. Для некоторых организаций были введены арендные и налоговые каникулы, часть компаний смогла получить финансовые субсидии на выплату зарплаты. Однако это еще не все: некоторые послабления для представителей бизнеса были сделаны и в области организации государственного контроля.

Они сформулированы в отдельном постановлении Правительства от 3 апреля 2020 года N 438. Согласно этому нормативному документу плановые проверки всех категорий малого и среднего бизнеса на 2020 год полностью запрещены для всех категорий контролирующих ведомств, включая Государственную инспекцию труда. Соответствующие изменения должны быть внесены во всех согласованные графики плановых проверок, размещенные на региональных сайтах ГИТ и порталах других ответственных государственных органов. Указанное постановление требует, чтобы из этих списков были полностью исключены малые и средние предприятия. Критерии отнесения компаний к этим категориям приведены в федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основными из них становятся характеристики численности и дохода организации:

  • микропредприятия – число работников не превышает 15 человек, доход за предшествующий год – не более 120 миллионов рублей;
  • малые предприятия – число работников составляет от 16 до 100 человек, объем дохода – не больше 800 миллионов рублей;
  • средние предприятия – число работников в большинстве ситуаций составляет от 101 до 250 человек, объем дохода – не больше 2 миллиардов рублей.

В дополнение к этому действует ряд отдельных критериев юридического характера, которые зависят от организационно-правовой формы компании. Отметим, что принадлежность компании к соответствующей группе для применения запрета на организацию проверок будет определяться по данным прошлого, то есть 2019 года.

Это, однако, не значит, что малые и средние компании в этом году будут полностью исключены из зоны государственного контроля. Действие описанного правила предусматривает два важных исключения. Во-первых, плановые проверки все равно будут выполняться в малых и средних компаниях, которые отнесены к категории высокого риска – для предупреждения серьезных нарушений трудовых прав их работников. Во-вторых, внеплановые проверки будут проводиться в полном объеме. В соответствии с действующим законодательством они, например, могут быть инициированы по заявлению работника, который столкнулся с нарушением своих трудовых прав – а такие проблемы действительно нередко возникают в сложных экономических условиях. В этом случае контролирующие органы будут действовать оперативно.

Закажите услуги у экспертов:
Аттестат аккредитации органа по сертификации
Пожалуйста, оцените качество статьи:

Рейтинг статьи:

4,8 (Проголосовало: 5)

Подписка только на важное:

Выберите только интересные вам #теги
и получайте нужные новости

Вам может быть интересно: