Стандартизация 2020: что ждать в следующем году?

Печать

415

4,7 (Проголосовало: 34)

Картинка Стандартизация 2020: что ждать в следующем году?

Работа в сфере стандартизации в меньшей степени известна широкой общественности, чем другие виды государственной деятельности. Некоторые думают, что это – сугубо служебное направление, которое занимается разработкой нормативной документации, необходимой только специалистам. Однако не совсем так: от новых стандартов, принимаемых для разных категорий товаров, и утвержденных способов контроля их качества зависит очень много. В этот список входит то, какая конкретно продукция будет попадать в магазины, и сколько она будет стоить, какого качества услуги будут предоставляться потребителям, смогут ли отечественные изготовители вывозить свою продукцию за рубеж и так далее.

Основные принципы и направления такой работы формулируются в специальных нормативных документах. Они разрабатываются на конкретный период времени с тем, чтобы обеспечить их соответствие текущей ситуации на рынке, а также социальным и экономическим трендам, господствующим в обществе на данный момент. Работа над такой стратегией начинается задолго до даты ее планируемого принятия. Составителям требуется изучить большой объем специализированного материала, чтобы получить ответы на следующие основные вопросы:

  • какие стандарты и нормативы будут востребованными в экономике в ближайшем будущем;
  • какие стандарты и нормативы уже морально или физически устарели и требуют пересмотра;
  • какие новые процедуры в сфере стандартизации необходимо ввести для обеспечения большей прозрачности рынка и эффективности контроля за качеством товаров;
  • какие процедуры требуют пересмотра или полной отмены в связи с утратой их актуальности.

На основании полученных ответов разрабатывается стратегия деятельности вовлеченных органов и организаций на планируемый период. Так, в прошлом месяце Росстандарт утвердил Программу национальной стандартизации на 2020 год. Выясним, какие основные задачи ведомство ставит на будущий год перед собой и подконтрольными ему органами.

Работа над программой

На формирование стратегии ушло несколько месяцев, прежде чем 1 ноября 2019 года она была утверждена приказом Росстандарта №2612. Эта работа проводилась с соблюдением специальных требований, которые зафиксированы в ГОСТ Р 1.14-2017. Указанный нормативный документ посвящен именно процессу разработки программ национальной стандартизации.

Одним из существенных условий, содержащихся в этом ГОСТ, становится то, что для формирование такой стратегии сейчас должно осуществляться с помощью специализированной информационной системы. Для его выполнеия специалистами Росстандарта была создана специальная ФГИС под названием «Береста». На официальном портале ведомства уточняется, что ее основная задача – это автоматизация важнейших процессов в рамках работы над ПНС, а также реализация контроля за жизненным циклом стандартизационных документов и упрощение работы с ними на конкретных этапах. В рамках программы работают два основных модуля – разработка стандартов и технические комитеты. Вход в каждый из них производится для каждого участника индивидуально с применением личного логина и пароля.

Основные принципы работы над программой

Фактически базовыми видами деятельности, предусмотренными стратегией, становятся формирование новых и пересмотр уже действующих документов по стандартизации. При этом для достижения согласованности нормативной базы, получаемой в результате этой работы, ГОСТ Р 1.14-2017 требует соблюдения следующих принципов:

  • соответствие выбранных направлений работы приоритетам, обозначенным Росстандартом на рассматриваемый период времени в соответствии с государственной политикой в этой области, а также потребностям межгосударственных объединений, участником которых выступает Россия;
  • обеспечение сокращения длительности работы над стандартами;
  • регулярное, в идеале – ежегодное обновление значительной доли стандартизационной документации, разработанной для отраслей экономики, характеризующихся быстрыми темпами развития. На текущий момент запланированным значением этого показателя является ежегодное обновление от 10% до 15% нормативной базы для таких видов деятельности;
  • обеспечение приоритетности межгосударственной стандартизации с одновременным принятием национальных нормативных документов, которые закрывают необходимые области для полноценного функционирования единой системы стандартизации в стране;
  • организация регулярного обновления межгосударственных стандартов, которые нужны для процедур установления соответствия характеристик товаров требованиям технических регламентов, разрабатываемых в рамках Евразийского таможенного союза (ЕАЭС). Целевым значением по этому показателю указан пересмотр текстов действующих стандартов не реже одного раза в пять лет.

Структура программы

Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 1.14-2017 базовая структура ПНС должна включать следующие разделы:

  • работа в сфере национальной стандартизации, включая документы, разработанные для ограниченного использования;
  • работа в сфере межгосударственной стандартизации – сейчас для России это означает в первую очередь деятельность в данной предметной области в рамках Евразийского экономического союза;
  • работа в сфере международной стандартизации, в том числе достижение гармонизации российской нормативной базы и ключевых требований международных стандартов качества для отдельных видов товаров;
  • формирование и использование системы аттестованной информации.

Организация разработки ПНС

Основными органами, которые согласно действующему порядку принимают участие в составлении ПНС, являются сам Росстандарт, на который возложены функции координации и контроля этой деятельности, и многочисленные проектные технические комитеты (ПТК) и технические комитеты (ТК) в соответствии со своим профилем. Они создаются непосредственно Росстандартом для решения текущих проблем в области стандартизации, и он же производит регулярный мониторинг их деятельности на предмет проверки их результативности. Так, в 2018 году ведомство составило отдельный рейтинг, в котором проранжировало большую часть действующих комитетов по этому показателю. В общей сложности в рейтинге приняли участие более 180 техкомитетов. Еще около 60 не вошли в рейтинг, так как вовремя не представили данные о результатах своей деятельности.

При необходимости какие-то комитеты упраздняются, и вместо них создаются новые, которые в большей степени соответствуют самым важным задачам организации. Так, в период 2017-2018 годов ведомством было создано более 20 новых комитетов, в том числе для таких сфер как оказание услуг, связанных со сферой гостеприимства, организация дорожного движения, товары и услуги, отвечающие стандартам халяль и проч.

Согласно ГОСТ Р 1.14-2017 работа над созданием каждой новой стратегии строится следующим образом:

  • до 1 июля года, который предшествует планируемому, технические комитеты направляют свои предложения относительно состава стандартов, подлежащих обновлению, и по другим вопросам. Каждое предложение рассматривается в течение 20 календарных дней;
  • в случае, если по результатам рассмотрения предложение признано актуальным, рассматриваются ресурсы для финансирования этой работы;
  • с учетом этой информации техкомитету, выдвинувшему эту идею, направляется встречное предложение, содержащее детали процесса работы над стандартом. На рассмотрение такого предложения им отводится 10 календарных дней. Для этого проводится заседание (часто в заочной форме), на котором голосованием выносится решение о выполнении этой работы;
  • до 1 сентября года, предшествующего планируемому, согласованные предложения по программе стандартизации вносятся в информационную систему. Для этого с 1 июля по 31 августа 2019 года Росстандарт открыл доступ к ФГИС «Береста» для технических комитетов по стандартизации;
  • до 20 сентября предложения, внесенные во ФГИС, анализируются профильными научными организациями;
  • до 20 октября профильное подразделение Росстандарта уточняет состав тем ПНС, которые подлежат финансированию из государственного бюджета;
  • до 1 ноября Росстандарт составляет окончательную версию программы и принимает соответствующий приказ.

Задачи ПНС

Работа, запланированная ведомством на 2020 год, обещает быть масштабной. Так, в общей сложности в течение этого времени вовлеченными организациями должно быть рассмотрено более 5400 нормативных документов. Из них более 2000 стандартов будут связаны с новыми темами, которые ранее не фигурировали в нормативной базы. При этом около 2000 таких документов должны быть согласованы и утверждены уже в 2020 году.

Предполагается, что основными направлениями работы в области стандартизации на этот период станут:

  • нефтехимическая промышленность;
  • аграрная промышленность и сельское хозяйство;
  • металлургическое производство;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • строительство;
  • производство электротехники;
  • здравоохранение;
  • высокие технологии и IT.

Около 40% этого объема документации, подлежащей приоритетной разработке и согласованию, составляют стандарты ГОСТ. Они включают как общетехнические стандарты, применяемые в разных областях деятельности, так и стандарты для конкретных отраслей, а также стандарты для достижения требуемого уровня охраны труда, здоровья и безопасности работников при осуществлении своих должностных обязанностей и в форс-мажорных ситуациях.

Основные направления работы в рамках ПНС

Программа национальной стандартизации до 2020 года содержит следующий список приоритетных направлений работы, которые станут самыми важными для этого периода:

  • рост уровня интеграции страны в мировую экономику с соответствующим развитием системы стандартизации, учитывающей потребность в гармонизации российской нормативной базы и общемировых требований. Уровень этой гармонизации по результатам проделанной работы должен достигнуть 65-70%;
  • сокращение административной нагрузки на бизнес;
  • повышение качества посведневной жизни населения;
  • установление достаточных требований к разным категориям товаров, обеспечивающих их безопасность и высокое качество;
  • профилактика введения потребителей в заблуждение недобросовестными производителями;
  • работа в направлении выполнения требований действующих международных соглашений и документов, подписанных Россией в рамках международного сотрудничества, включая взаимодействие с такими организациями как ЕАЭС, ЕЭС, СНГ, ВТО и другие.
Закажите услуги у экспертов:
Аттестат аккредитации органа по сертификации
Пожалуйста, оцените качество статьи:

Рейтинг статьи:

4,7 (Проголосовало: 34)

Подписка только на важное:

Выберите только интересные вам #теги
и получайте нужные новости

Вам может быть интересно: