Правительство планирует создать единый надзорный орган
Идея создания единого ведомства, которое объединило бы в себе функции Роспотребнадзора, Россельхознадзора и Росздравнадзора активно обсуждается в правительстве.
Такой регулятор, по словам специалистов, позволил бы контролировать безопасность продуктов и медикаментов на всех уровнях. Кроме того, объединение трех надзорных ведомств существенно сократило бы бюджетные расходы на поддержание их деятельности, которые в общей сумме составляют свыше 37 миллиардов рублей.
Сама численность контрольно-надзорных органов уже некоторое время представляла собой проблему — только на федеральном уровне их существует более 40. Путаница в определении их функций, а зачастую и конфликт их между собой, требуют решения. Так, например, Россельхознадзор, недавно выступивший с инициативой проверки продуктовых ритейлеров, столкнулся с необходимостью частичного выхода за пределы своих полномочий.
Необходимо создать одно, но хорошо управляемое и структурированное ведомство, которое взяло бы на себя ответственность за контроль продуктов, считают эксперты. Аналогичная практика уже существует в США, где за безопасностью продукции следит управление FDA (Food and drug administration). Специалисты считают, что успешный опыт американских ведомств вполне можно применить для оптимизации систем управления российских контрольных структур.
Об идее передачи некоторых функций Росздравнадзора Роспотребнадзору говорилось еще на прошлой неделе, сообщает вице-премьер Ольга Голодец. Впрочем, такая мысль возникала в правительстве и прежде — в 2007 году от Минздрава уже поступало предложение создания единого контрольного органа, чьей зоной ответственности станет надзор за оборотом продукции, способной оказаться опасной для здоровья человека, но 8 лет назад эту инициативу не поддержали.
Мегарегулятор сейчас находится на стадии обсуждения, но экономисты уверены, что создан он все-таки будет. Возможно, речь пойдет не о полном слиянии ведомств, а лишь о выделении общих контрольных функций для всех организаций и устранении дублирующих полномочий между надзорными органами. В любом случае, бизнес, которому зачастую приходится лавировать между противоречащими друг другу требованиями разных структур, от подобного нововведения только вздохнет с облегчением, и высвобожденный бюджет также пойдет в расход на другие потребности.
Представители Росздравнадзора, Россельхознадзора и Роспотребнадзора идею пока что никак не комментируют.
322