31 января, 2014

Основная цель перехода на СОУТ

Печать

211

Картинка Основная цель перехода на СОУТ

По замыслу разработчиков, процедура СОУТ призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Как следует из пояснительной записки к проекту ФЗ “О специальной оценке условий труда”, он разрабатывался в рамках реализации положений Федерального закона от 3.12.2013 № 243-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с поручением президента РФ от 26.12.2012 № Пр-3499.
 
Федеральным законом от 3.12.2013 № 243-ФЗ внесены изменения в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. Установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, если профессии их работников предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10). Дополнительный тариф существенно повышает страховую нагрузку на работодателей: с 2015 года - 9% от сумм выплат и иных начислений в пользу работников, подпадающих под действие Списка № 1, и 6% - для подпадающих под действие Списка № 2. В то же время предусмотрено, что работодатели могут освобождаться от уплаты страховых взносов по этим дополнительным тарифам на основании результатов специальной оценки условий труда.
 
По замыслу разработчиков, процедура СОУТ призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это должно, во-первых, обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов. А во-вторых - стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.
 
С принятием ФЗ о СОУТ появляется единая, унифицированная процедура оценки условий труда на рабочих местах. Она позволяет реализовать как механизм освобождения работодателей от уплаты дополнительных взносов в ПФР, установленный пенсионным законодательством, так и механизм предоставления работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций. А также способствует повышению заинтересованности работодателей в том, чтобы улучшать условия труда, совершенствовать охрану труда.
 
Регулирование СОУТ ограничивается рамками федерального законодательства и осуществляется Трудовым кодексом РФ, ФЗ о СОУТ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 6 ТК РФ законом-спутником к ФЗ о СОУТ, федеральные органы власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений получили полномочия принимать нормативные правовые акты, относящиеся к СОУТ. Речь идет о документах, устанавливающих порядок как проведения СОУТ и государственной экспертизы условий труда, так и организации контроля качества СОУТ.
 
С вступлением в силу ФЗ № 421 (закона-спутника к ФЗ о СОУТ) все упоминания в ТК РФ процедуры аттестации рабочих мест заменены процедурой СОУТ. Например, в ст. 212 ТК РФ в перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда включено проведение СОУТ. В ст. 216 ТК РФ в полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного управления охраной труда включено установление порядка проведения СОУТ.
 
Таким образом, в настоящее время СОУТ - единственная процедура, которая позволяет решить, предоставлять ли работникам гарантии и компенсации за условия труда, и определить размер страховых взносов. Обеспечение этой процедуры возложено на работодателя.
 
В то же время сохраняется предусмотренная ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральная инспекция труда). А также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда - в порядке, который установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Госэкспертиза проводится с целью оценить качество СОУТ и фактические условия труда работников, а также установить, правильно ли предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Вам может быть интересно:
Вам необходимо провести СОУТ?
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Аттестат аккредитации RA.RU.21АД99 от 11 декабря 2015 г, №2174 в реестре аккредитованных организаций министерством здравоохранения.
Отправьте заявку на проведение СОУТ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!