Для чего нужен паспорт антитеррористической защищенности

Объекты, ежедневно посещаемые большим количеством людей — торговые центры, театры, образовательные и здравоохранительные учреждения, развлекательные и спортивные комплексы, кинотеатры, бизнес-центры, стадионы — словом, все учреждения, в которых одновременно находятся более 50 человек, нуждаются в дополнительном контроле во время чрезвычайных ситуаций. Их защита, система оповещения и эвакуации, должны быть проработаны и продуманы до мелочей, а все уязвимые места и конструктивные особенности — учтены.
Именно для защиты таких посещаемых зданий необходима разработка паспорта антитеррористической защищенности объекта (ПАЗ или АТЗ). Паспорт АТЗ является своеобразной визитной карточкой объекта, отражающей информацию, необходимую для предупреждения возможных террористических или экстремистских актов и своевременного перевода объекта на военное положение. Поэтому, в связи с участившимися случаями терактов органы МЧС и ФСБ уделяют повышенное внимание наличию этого документа на всех крупных общественных объектах.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», паспорт антитеррористической защищенности является документом ограниченного (служебного) пользования. Данные, содержащиеся в ПАЗ, могут быть использованы органами государственной власти, правопорядка и местного самоуправления в оперативных целях.
Информация, содержащаяся в паспорте АТЗ
Паспорт антитеррористической защищенности призван собрать и обобщить всю информацию, необходимую для профилактики террористических акций, в частности:
- О территории вокруг объекта, его инфраструктуре, путях, входах и выходах;
- Об организациях, функционирующих на территории объекта, работниках и арендаторах заведений;
- О критических элементах и потенциально опасных участках объекта;
- О возможных случаях теракта (подробное моделирование ситуации в нескольких вариантах);
- О возможных последствиях терактов и чрезвычайных ситуаций (человеческие и экономические потери, степень разрушения самого объекта и его инфраструктуры);
- О средствах антитеррористической защищиты объекта (какие организации привлекаются для охраны, каким государственным оперативным ведомствам подконтролен объект);
- О средствах инженерно-технической, физической и пожарной защиты объекта (сигнализация, пожарный щит, эвакуационные и запасные выходы, системы оповещения).
Паспорт не имеет ограничений по сроку действия, однако информация, содержащаяся в нем, нуждается в периодической корректировке, необходимой для обеспечения эффективной защиты здания. К примеру, если сотрудникам МЧС необходимо попасть в здание через запасной выход, который обозначен в документе ПАЗ, но заложен или перенесен с этого места в действительности, это будет существенная потеря времени и сил. Именно поэтому данные, содержащиеся в паспорте, как правило, оформляют раз в 5 лет, а также в отдельных случаях:
- Если были изменены законодательные требования, предъявляемые к содержанию и оформлению ПАЗ;
- Если объект или территория вокруг него были изменены или реконструированы;
- Если изменился профиль (вид экономической деятельности объекта). К примеру, здание бывшей школы было приспособлено под заведение общепита или культурный центр;
- Если сменился собственник (руководитель) объекта.
Поскольку разработка и согласование паспорта — длительный и сложный процесс, требующий специализированных знаний, в том числе и в области часто меняющегося законодательства, а также опыта взаимодействия с внутренними органами и государственными службами, включающий обязательное обследование объекта и согласование готового документа сразу в нескольких структурах, оформлением ПАЗ занимаются, в основном, аккредитованные организации. Специалисты группы компаний Attek компетентны и опытны в сфере оформления документов по промышленной безопасности. Мы разработаем и согласуем паспорт АТЗ для Вашего объекта в короткие сроки и с учетом всех его конструктивных особенностей и нюансов работы.
821