Звонок по России бесплатный:
8 800 333-25-40
Разработка паспорта безопасности в Москве и Санкт-Петербурге

Противодействие террористической угрозе является одним из приоритетов государственной политики. Ее основные принципы зафиксированы в федеральном законе № 35-ФЗ. В вопросах обеспечения безопасности значительное внимание уделяется тем объектам, которые характеризуются повышенным риском террористической атаки. Например, к ним относятся объекты торговли, места с одновременным пребыванием большого количества людей, спортивные и иные объекты. Для них установлено требование об обязательной разработке так называемого паспорта антитеррористической защищенности (ПАЗ), который также называется паспортом безопасности.

Паспорт безопасности

Паспорт безопасности представляет собой специальный документ, в котором отражены основные характеристики объекта с точки зрения уязвимости при нападении террористов, а также оценка вероятных последствий такого нападения. Базовая структура такого документа должна содержать в себе следующие разделы:

  • основная информация о самом объекте, для которого разрабатывается документ, включая сведения о его площади, зданиях и конструкциях, входящих в его состав, и проч.;
  • данные о лицах, которые постоянно или регулярно находятся на территории объекта, включая его персонал и арендаторов;
  • данные об «узких» местах и территориях на объекте, которые являются наиболее уязвимыми с точки зрения возможности нападения террористов;
  • вероятные последствия, которые возникнут на объекте в случае возможной террористической атаки;
  • оценка различных типов последствий теракта, включая ущерб, нанесенный здоровью и жизни граждан, материальным активам и проч.;
  • описание всех видов ресурсов, которые задействованы в обеспечении защиты объекта от террористической угрозы;
  • меры по обеспечению защиты объекта от террористической угрозы инженерно-техническими, физическими, противопожарными и иными устройствами, сетями и приспособлениями;
  • общие выводы в отношении уровня защищенности объекта от террористической угрозы и рекомендации по этому вопросу;
  • дополнительная информация об объекте.

Паспорта безопасности для различных типов объектов

Указанная структура паспорта является примерной и подлежит корректировке в зависимости от конкретного типа объекта, для которого она разрабатывается. Так, для каждого такого типа формируются отдельные нормативные документы, в которых приводятся не только требования к общей структуре паспорта, но и его конкретная форма. На сегодняшний день в этих целях уже разработаны и применяются следующие постановления Правительства, действующие на федеральном уровне:

  • № 176 от 2017 года, которое определяет актуальные требования к обеспечению антитеррористической защиты объектов культуры и территорий, принадлежащих таким объектам;
  • № 202 от 2015 года, которое устанавливает аналогичные требования к объектам, предназначенным для спортивных занятий;
  • № 272 от 2015 года, которое содержит требования к обеспечению необходимого уровня защиты от террористической угрозы для объектов, на которых одновременно может присутствовать большое количество человек;
  • № 447 от 2017 года, которое устанавливает соответствующие требования к действующим средствам размещения, включая отели, гостиницы и иные предприятия этой категории;
  • № 1235 от 2017 года, которое включает полный перечень требований в области обеспечения защиты объектов и территорий, подведомственных Минобру;
  • № 1273 от 2017 года, в котором содержатся условия и правила обеспечения необходимого уровня защищенности от возможной террористической атаки для торговых объектов различных категорий.

Приведенный перечень не является исчерпывающим: он включает только наиболее популярные правовые акты, которые чаще всего применяются для разработки паспортов безопасности. Общий же список регулирующих документов, которые содержат формы ПАЗ для различных типов объектов, насчитывает более 30 позиций.

Порядок составления паспорта безопасности

Все перечисленные нормативные акты содержат не только общие требования в области противодействия терроризму, но и четкие образцы паспортов безопасности, которые должны быть составлены в отношении каждого такого объекта. Кроме того, для некоторых типов зданий, например, мест с одновременным массовым присутствием людей, осуществляется обязательное категорирование на основании их характеристик – например, для данного типа объекта такой характеристикой является количество людей, которые в один и тот же момент времени могут присутствовать на объекте. Такое категорирование дает более четкую картину с точки зрения уязвимости организации в момент возможной террористической атаки. В этом случае в соответствующем документе указываются критерии и принцип осуществления категорирования.

В каждом нормативном акте для того или иного типа объекта также фиксируются требования к порядку разработки паспорта. Они включают в себя следующие условия:

  • перечень лиц, которые занимаются разработкой документа;
  • перечень лиц, которые имеют право осуществлять утверждение документа;
  • необходимое число экземпляров паспорта с учетом количества государственных инстанций, в которых он должен пройти согласование;
  • порядок осуществления такого согласования для конкретного типа объекта;
  • порядок актуализации сведений, содержащихся в документе, по истечении определенного периода времени с момента его составления, а также перечень условий, при которых в обязательном порядке проводится внеочередная актуализация содержания паспорта.

Требования безопасности в Москве

Москва, имея статус столицы России, одновременно является субъектом Федерации, в котором наиболее вероятно осуществление террористической атаки: практика последних десятилетий доказала это весьма наглядно. Поэтому власти столицы уделяют серьезное внимание вопросам регулирования безопасности в городе. Более того, правительством Москвы следит за динамикой развития ситуации, вводя новые требования, соответствующие ее текущим характеристикам, и отменяя неактуальные нормативные документы.

Так, в течение нескольких лет одним из основных правовых документов в этой сфере было распоряжение Правительства Москвы N 2196-РП от 2004 года, которое применялось для установления требований безопасности для крупных объектов, действующих на потребительском рынке. Однако в 2018 году оно было отменено на основании распоряжения N 855-РП. Аналогичная судьба постигла еще несколько документов – например, распоряжение N 2335-РП от 2006 года, которое содержало аналогичные требования для гостиниц и других средств размещения: оно также было отменено в 2018 году.

В некоторой степени это связано с унификацией требований в области обеспечения антитеррористической безопасности для разных категорий объектов. Так, на данный момент в отношении всех предприятий, которые признаются уязвимыми с точки зрения террористической угрозы, применяется распоряжение N 2152-РП от 2005 года, которое регулирует порядок разработки паспортов безопасности для таких организаций. Кроме того, в отношении некоторых специальных категорий объектов продолжают действовать особые требования: например, для объектов водной инфраструктуры применяется распоряжение N 2-РП от 2012 года.

Требования безопасности в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге большое внимание уделяется практическим вопросам реализации требований федерального законодательства. Так, местные надзорные органы строго контролируют выполнение требований о разработке паспортов безопасности для различных категорий объектов. При этом в целях уточнения и разъяснений положений действующего законодательства в этой сфере Правительство города приняло постановление № 1098 от 2015 года, в котором содержится перечень мер, направленных на повышение эффективности этого требования на региональном уровне.

Вопросы антитеррористической безопасности в Санкт-Петербурге контролируются не только на уровне отдельных организаций и территорий, но и на уровне города в целом. Так, с 2006 года в северной столице действует постановление № 2, которое устанавливает порядок разработки паспорта безопасности для самого города.

 

Вам необходима разработка паспорта безопасности?
Заказать паспорт гораздо проще, чем делать его самостоятельно. Даже если вы обладаете соответствующими знаниями, на подготовку документа уйдет много времени. Мы же разработаем его всего за 7 дней с момента получения необходимых официальных бумаг: планов этажей, инженерных коммуникаций и т. д.
Отправьте заявку на получение ПАЗ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Вам может быть интересно: