Звонок по России бесплатный:
8 800 333-25-40
Attek Group Москва, ул. Мясницкая, д.40, стр.1, офис 215 (2 этаж) 8 800 333-25-40 8 495 246-04-43
Требования антитеррористической защищенности объектов в России и Казахстане: сравнительный анализ

Автор: Фролов Никита Евгеньевич

Обеспечение безопасности объектов с повышенным риском террористической угрозы является одним из важнейших приоритетов для обоих государств. Однако методы достижения этой цели в России и Казахстане несколько различаются.

Антитеррористическое законодательство РФ

В России основные требования федеральной политики в сфере противостояния терроризму закреплены в федеральном законе № 35-ФЗ. Данный документ определяет общие принципы и задачи деятельности всех вовлеченных структур в этом направлении, распределяет соответствующие полномочия между государственными ведомствами и устанавливает правила проведения контртеррористических операций.

Этот нормативный документ является базовым актом в области защиты населения от террористической угрозы. С целью практической реализации его положений в России действуют дополнительные нормативные акты, устанавливающие конкретные требования к различным субъектам в вопросах противодействия терроризму:

  • постановление Правительства от 25 декабря 2013 года N 1244, действующее в отношении территорий и объектов, которые характеризуются повышенным риском угрозы террористической атаки. Оно определяет требования к таким объектам в плане минимизации риска атаки террористов и содержит перечень обязательных к исполнению условий. Они, в свою очередь, зависят от категории такого объекта. Одним из таких условий является разработка паспорта антитеррористической защищенности (ПАЗ);
  • постановление Правительства от 25 марта 2015 года N 272 устанавливает правила присвоения категорий таким объектам;
  • дополнительные постановления и приказы, которые применяются к отдельным типам объектов. Например, к ним относятся постановление Правительства от 19 октября 2017 г. N 1273, которое распространяется на торговые объекты, и другие правовые документы.

В вопросах обеспечения антитеррористической защищенности особое внимание уделяется объектам, которые в наибольшей степени подвержены риску нападения террористов. Согласно постановлению № 1244 одним из основных типов таких объектов являются места, предполагающей одновременное присутствие большого количества людей.

Антитеррористическое законодательство РК

В Казахстане ключевым нормативным документом, устанавливающим основные принципы противостояния терроризму для всех вовлеченных сторон, является закон РК от 13 июля 1999 года № 416. Как и российский 35-ФЗ, он устанавливает ключевые цели и задачи этой деятельности, распределяет полномочия между основными государственными и иными структурами и определяет правила их работы, а также содержит описание основной терминологии, используемой в этой области.

Для уточнения круга объектов, в отношении которых применяются соответствующие требования, в республике действует постановление Правительства от 28 августа 2013 года № 876. Оно содержит указание на четыре основных группы объектов, которые в сложившейся ситуации являются наиболее вероятными целями террористических атак. В их число входят:

  • государственные объекты особого уровня важности;
  • объекты, имеющие стратегическое предназначение;
  • промышленные объекты с высоким уровнем потенциальной опасности;
  • места, предполагающие одновременное массовое присутствие людей.

В соответствии с действующим законодательством такие объекты обязаны разрабатывать паспорт обеспечения антитеррористической защищенности (ПАЗ). Его форма определена положениями постановления Правительства от 12 ноября 2013 года № 1217.

Места массового пребывания людей

Объекты с массовым присутствием людей (ОМПЛ) рассматриваются как наиболее уязвимые в части потенциальной террористической угрозы законодательствами обеих стран. При этом, однако, подход к пониманию этого термина несколько различается в России и Казахстане. Так, в России в рамках политики противостояния терроризму ОМПЛ выделяются несколько категорий объектов, которые зафиксированы в п.10 постановления № 272:

  • 1 категория – места, в которых предусмотрена возможность единовременного присутствия до 1000 человек;
  • 2 категория – места с возможностью единовременного нахождения 200-1000 человек;
  • 3 категория – места с единовременным присутствием 50-200 человек.

В Казахстане применяется более специализированный подход к определению этого понятия. Базовая терминология приводится в статье 1 закона № 416. Он определяет, что к категории ОМПЛ относятся:

  • торговые центры и магазины, имеющие площадь более 500 кв. м;
  • заведения общепита, которые имеют 100 или более мест для посадки;
  • концертные и спортивные учреждения, развлекательные заведения, гостиничные и иные объекты, которые предполагают возможность единовременного присутствия в их зданиях или на территории людей в количестве, превышающем 200 граждан.

Постановление № 876 вводит уточненную классификацию таких объектов в зависимости от рода их деятельности и вместимости. Раздел 4 этого нормативного документа содержит описание десяти различных типов объектов, которые относятся к категории ОМПЛ.

Паспорт антитеррористической защищенности

И в России, и в Казахстане объекты, которые отнесены к ОМЛП, обязаны разрабатывать ПАЗ. В обоих государствах действуют специальные нормативные акты, которые четко определяют структуру такого документа. Сравнительный анализ требований национального законодательства в этом отношении приведен в нижеследующей таблице.

Россия

Казахстан

Общие данные о самом объекте

Общие данные о самом объекте

Общие данные о сотрудниках и арендаторах, которые постоянно присутствуют на объекте

Данные о характеристиках объекта, которые могут оказаться важными в случае террористической атаки

Информация об участках или элементах объекта, которые характеризуются наибольшим уровнем уязвимости в случае террористической атаки

Информация об оснащенности объекта необходимыми инженерно-техническими системами и выполнении иных требований в области защиты от терроризма, установленных действующим законодательством

Потенциальные последствия совершения теракта на объекте

Обобщенная оценка возможных последствий теракта с точки зрения воздействия на социальные и экономические характеристики объекта

Ресурсы, которые задействованы в обеспечении противодействия террористической угрозе

Приложение № 1: план зданий и территорий, учитываемых в составе объекта

Инженерные и иные технические мероприятия, реализуемые в целях противостояния террористической угрозе

Приложение № 2: поэтажный план всех зданий, учитываемых в составе объекта

Рекомендации и выводы в отношении уровня обеспечения антитеррористической защищенности объекта

Приложение № 3: схемы действующих инженерно-технических сетей, которыми оборудован объект

 

Это типовая структура ПАЗ, которая подлежит уточнению и дополнению в соответствии с типом анализируемого объекта.

Порядок разработки паспорта

В республике Казахстан согласно действующему закону № 416 обязанность по подготовке паспорта, отвечающего требованиям актуального законодательства, возлагается на собственника объекта или компанию либо лицо, которому собственник доверил полномочия по эксплуатации и обеспечению требуемого уровня безопасности такого объекта. Данный документ подлежит согласованию с профильными государственными органами в Казахстане. К ним относятся МВД, МЧС и другие структуры. Количество экземпляров документа зависит от числа государственных структур, в которых необходимо провести согласование паспорта. На сегодняшний день в большинстве случаев оно составляет от 2 до 5.

В России правила разработки и утверждения ПАЗ устанавливаются положениями постановления Правительства № 272. Данный документ устанавливает, что составлению этого документа должна предшествовать процедура категорирования объекта, выполняемая специализированной комиссией. Это необходимо, поскольку от присвоенной категории зависит состав данного документа. После присвоения соответствующей категории собственнику или эксплуатирующей организации отводится 30 дней на разработку ПАЗ. Еще 30 дней предоставляется для прохождения процедуры согласования во всех необходимых государственных инстанциях.

Документ должен быть составлен в 6 экземплярах: это необходимо для того, чтобы передать по одному экземпляру в контролирующие и надзорные органы, а также обеспечить наличие одного экземпляра на самом объекте. В случае, если характеристики объекта остаются неизменными в течение длительного времени, достаточно проводить пересмотр его текста один раз в три года. Если же в этих сведениях произошли какие-либо изменения, текст ПАЗ должен быть изменен соответствующим образом. Это делается в следующих случаях:

  • установление нового назначения для данного объекта;
  • изменение актуальных границ или сведений о площади объекта;
  • изменение характера или вероятности угрозы террористического нападения на объект;
  • строительство нового здания или конструкции на территории объекта либо в прямой близости к нему.

Таким образом, законодательство обеих стран уделяет повышенное внимание вопросам противодействия террористической угрозе на объектах, где одновременно может находиться большое количество людей, и устанавливает требования к паспорту защищенности (ПАЗ) в соответствии с реальными характеристиками текущей ситуации.

 

Вам необходима разработка ПАЗ?
Наша компания имеет собственную испытательную лабораторию, аккредитованную на проведение всех необходимых исследований, замеров и расчетов. Наши инженеры проведут экспертизу вашего предприятия по всей России в полном соответствии с требованиями надзорных органов.
Отправьте заявку на экспертизу и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Вам может быть интересно: